Зачем Шеф из фильма «Бриллиантовая рука» инсценировал находку клада
Запись от Admin размещена Сегодня в 12:30
Зачем Шеф из фильма «Бриллиантовая рука» инсценировал находку клада
Среди персонажей фильма «Бриллиантовая рука» есть и такой, время нахождения которого на экране делает его роль эпизодической, но то влияние, которое его личность оказывает на весь ход повествования, позволяет его считать одним из главных героев. Тем не менее, тем 19% моих зрителей, которым сейчас меньше 35, может не до конца быть понятен смысл проделанной шефом столь хитро вымудренной операции. Зачем нужно было закапывать собственное золото, чтобы потом его как бы найти, сдать государству, а затем в соответствии со статьей №148 тогдашнего гражданского кодекса, получить 25% того, чем владел до этого на 100%.
Кстати говоря, если внимательно присмотреться к этому кадру, то станет понятно, что текст газетной заметки представляет собой не что иное, как фрагмент договора киностудии с автором фильма. Начнем с того, что шеф по итогам этой операции отнюдь не оказался в убытке. Дело в том, что в период с 1961 по 1967 годы цена золота в СССР была в 5,3 раза выше, чем за рубежом.
Все началось с того, что после хрущевской денежной реформы золото стали продавать не по рубль 34 за грамм, как было бы если бы дореформенную цену на золото просто уменьшили бы в 10 раз, как на остальные товары, а по 6 рублей новыми, что соответствовало дореформенным 60. В результате именно тогда, между золотом в СССР и золотом за рубежом, стоившим там рубль 13 за грамм в переводе на советские деньги, и возникла ценовая разница, вследствие появления которой контрабандисты, раньше ввозившие из-за границы потифонные иглы, челочные резинки и дамскую косметику, переориентировались на ввоз в Советский Союз, контрабандного золота. В описываемые времена каждый выезжающий за границу руссо-туристу мог по официальному курсу поменять на свободно конвертируемую валюту 500 советских рублей, составлявших в 1967 году 5 средних зарплат, а поскольку кормежка входила в стоимость путевки, он мог бы потратить все свои 555 долларов, вымененные перед поездкой на те самые 500 рублей, подействовавшему до конца 1971 года 90 копеечному курсу, на покупку золотых монет посещаемой страны и таким образом привезти с собой из-за гранки 444 грамма золота, стоившие в Советском Союзе 2667 рублей, более чем достаточных в те времена для покупки нового ушастого запорожца.
Правда недостаток такого способа заключался в его одноразовости. Тот же Семен Семенович Горбунков вряд ли бы попал за границу еще раз, а если бы в заграничные турпоездки зачастил Геша Казадоев, то он быстро бы примелькался и на второй, максимум на третий раз, его бы тщательно обыскали. Поэтому контрабандистам приходилось вербовать моряков, стюардесс или водителей софт-трансавто.
Доставленные контрабандистами золото подпольные ювелиры, ставшие подпольными вследствие разгрома хрущевомартелей, переплавляли в ювелирные украшения, похожие на ювелирные украшения советского производства, ставили на них фальшивые пробы и продавали на черном ювелирном рынке. С первых же преформенных лет основными покупателями этих изделий стали не столько базарные спекулянты и подпольные цеховики, большая часть которых стала подпольными также вследствие разгрома хрущевомартелей, сколько работники и руководители советской торговли, которые становились подпольными миллионерами, продавая втридорога из-под прилавка то, что на этом прилавке должно было лежать в открытой продаже. Активно скупали контрабандное золото и дантисты-надомники.
Одна из немногих категорий тружеников, которым после хрущевских преобразований оставили возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В те годы были очень популярны золотые протезы и золотые коронки, и желающие заиметь себе золотые зубы шли в ювелирный магазин, покупали там золотое кольцо или же два, и дантист, переплавляя их на своей горелке, изготавливал зубные протезы, как это тогда называлось, из материала заказчика. Но иногда особо доверенным клиентам дантист мог шепнуть, что может сделать протез из своего золота.
В этом случае материал заказчика для этого заказчика оказывался существенно дешевле, а дантист получал не только гонорар за работу, но еще и наваривался на золоте, поставленном ему контрабандистами. Тем не менее, несмотря на более чем пятикратную разницу в ценах на золото, прибыль контрабандистов отнюдь не была 430-ти процентной. Чтобы дантисты-надомники или подпольные ювелиры могли предложить это золото своим клиентам дешевле чем в ювелирном магазине, контрабандисты предлагали им золото с определенным дисконтом.
Кроме того, определенную мзду брал свой человек на таможне, также делившийся со своим начальством. В результате прибыль шефа до дережки с Гешей и Леликом, а также с теми двумя чуваками в стамбульской аптеке составляла 75-80 процентов, то есть на каждую вложенную тысячу контрабандисты получали 750-800 рублей. Но мало было получить эту прибыль.
| - | |
Попробуйте РЖДТьюб - видеохостинг для железнодорожников!
Деньги, заработанные таким путем, нужно было еще как-то легализовать. Ведь если скромный счетовод с закладом в 62.50 или даже бухгалтер с закладом в 90, покупает москвич новой модели за 4936, бдительные соседи и завистливые сослуживцы сразу об этом донесут, кому следует. А те, кому следует, подкараулят, возьмут с поличным, завербуют и заставят делиться не только информацией о контрагентах, но и значительной частью получаемой прибыли, ради легализации которой те, кому следует, через пару десятилетий устроят ту самую перестройку.
С легализацией житиневых доходов у подпольных деляк в Советском Союзе все складывалось довольно сложно. В первые послевоенные годы главным каналом отмывки был Московский ипподром, руководство которого устраивало для спекулянтов, нажившихся на бедствиях народа во время войны и в первые годы после ее окончания, так называемые заряженные заезды. И теневики получали отмытые деньги под видом выигрыша на тотализаторе, которым они естественно делились с руководством ипподрома.
Но в 1949 году ипподром сгорел и был восстановлен только в 1955 году, а за это время теневики придумали новую схему. Поставив своих агентов у центральной сберкассы, в которой выдавались крупные выигрыши по облигациям, они силами этих агентов перехватывали желающих получить выигрыш и покупали у них выигрышные облигации в полтора раза дороже стоимости выигрыша и с определенного момента по статистике. Чаще всего выигрывать по облигациям стали заведующие овощными магазинами, которые еще до реформы 61 года наваривались на сезонные разницы государственных розничных цен на плодо-овощную продукцию.
Поэтому ход шефа, закопавшего свое золото в том месте, где завтра при куче свидетелей он будет сажать дерево на всесоюзном ленинском коммунистическом субботнике, пришедшемся в год 50-летия октября как раз на 22 апреля, был в тех условиях поистине гениальным. Во-первых, не заморачиваясь с дистрибуцией, на которой тоже можно было спалиться, шеф обеспечивал своему товару гарантированный сбыт с извлечением при этом вполне приличной 32,5% прибыли. А во-вторых, сразу снимал вопрос, откуда у него взялись деньги.
Молва увеличит размеры клада до астрономических сумм, и когда шеф будет швыряться червонцами и четвертаками в ресторане «Плакучая Ива», все будут знать, что это тот самый мужик, который тогда в 67-м на субботнике нашел целый клад золотых монет, которые, правда, в фильме, если хорошо присмотреться, были всего лишь окрашенными под золото медными советскими двушками, которыми звонили из автомата, и медными советскими троячками, которыми из автомата пили. Но если бы шеф потерпел с инсценировкой нахождения клада еще несколько месяцев, его прибыль составила бы уже не 32,5%, а 319. Дело в том, что 5 июня 1967 года, когда Костюковский и Слободской ударными темпами писали сценарий «Бриллиантовой руки», на Ближнем Востоке началась так называемая «шестидневная война».
За считанные дни Израилю удалось захватить Синайский полуостров, Голландские высоты, а также Восточный Иерусалим и западный берег реки Иордан, захваченный Иорданией в 1948 году во время Первой арабо-израильской войны. Эта самая «шестидневная война» запустила цепь последовательных событий, которые в числе прочего привели к повышению розничных цен на золото в советской государственной торговле до 11 рублей за грамм. И для советских подпольных торговцев золотом на несколько последующих лет наступили золотые времена.
В Израиле же одним из последствий этой войны стала разработка штурмовой винтовки «Галил», о которой мы с вами поговорим в одном из следующих выпусков. А на сегодня пока все. С вами был Сергей Шумаков и вы смотрели канал «Правда жизни».
Всего комментариев 0



