Мирные советские инициативы
Запись от Admin размещена 08.08.2012 в 16:51
Возможно вас заинтересует информация по следующим меткам (темам): ссср
Мирные советские инициативы
Генерал-полковник авиации Г. ТИТОВ, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР
В Обращении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Советского правительства по случаю исторического полета Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года подчеркивалось, что именно нам, советским людям, выпала честь первыми проникнуть в космос. Победу в освоении космоса мы считаем достижением не только нашего народа, но и всего человечества. Ведь каждое новое открытие ставится не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов.
Именно исходя из этого принципа в Советском Союзе разработана и осуществляется обширная программа , изучения и освоения космического пространства в мирных целях, реализация которой началась запуском первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года.
В самом начале космической эры стало очевидным, что широкомасштабное освоение космоса возможно лишь при объединении усилий различных стран, рациональном и сбалансированном совместном использовании их научно-технических потенциалов. Это важно не только потому, что международное сотрудничество в исследовании и использовании космоса играет важную роль в реализации научных и хозяйственных проблем, но еще и потому, что оно оказывает существенное влияние на состояние и развитие современных международных отношений в целом.
Более чем двадцатилетний опыт международного сотрудничества нашей страны с социалистическими странами в рамках программы «Интер-_космос», а также с рядом капиталистических государств на двусторон-- ней основе свидетельствует о том, что совместному освоению космоса принадлежит будущее. В этой связи Советский Союз в августе 1985 года представил на рассмотрение 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Основные направления и принципы международного сотрудничества в мирном освоении космического пространства в условиях его немилитаризации», которые затем, в июне 1986 года, были развиты в письме Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова на имя Генерального секретаря ООН X. Переса де Куэльяра. В этом письме изложена программа совместных практических действий государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, предусматривающая до 2000 года заложить прочные материальные, политикоправовые и организационные основы «звездного мира».
На первом, организационном, этапе предлагается провести изучение потребностей народов мира в использовании космической техники с учетом современных возможностей и перспектив развития космических средств, а также созвать международную конференцию либо специальную сессию Генеральной Ас-’ самблеи ООН для одобрения долгосрочной программы совместных действий. Здесь же могла бы быть учреждена Всемирная космическая организация, под эгидой которой реализовывались бы такие важные для всех стран задачи социально-экономического развития, как связь и навигация, спасение людей и дистанционное зондирование Земли в интересах народного хозяйства, изучение и сохранение биосферы Земли, использование новых источников энергии, создание новых материалов и технологий и т. д. На втором этапе по согласованным проектам с учетом их приоритетности и темпов самоокупаемости была бы разработана и введена в строй необходимая космическая техника. И третий, эксплуатационный, этап уже приносил бы всем странам — участницам программы практическую отдачу от сотрудничества в космосе.
Таким образом, объединяя усилия государств в мирной космической деятельности, эффективно будут использоваться материальные и интеллектуальные ресурсы человечества. Могучий импульс получили бы наука и техника. Достижения в космической индустрии будут в значительной степени содействовать экономическому и социальному прогрессу народов. Тем самым можно было бы способствовать решению многих глобальных проблем человечества, в том числе проблемы мировой экологической угрозы.
Именно об этом говорил М. С. Горбачев, выступая в декабре прошлого года на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. «Советский Союз, — подчеркнул он, — готов сотрудничать и в создании международной космической лаборатории или пилотируемой орбитальной станции, которая занималась бы исключительно контролем за состоянием природы».
Вообще в освоении космоса, сказал М. С. Горбачев, все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии. Однако уже назрела необходимость разработать всеохватывающий режим мирной работы в космосе, контроль за соблюдением которого был бы делом всемирной космической организации. Предложение о ее создании наша страна высказывала уже не раз. В систему этой организации Советский Союз готов включить и нашу Красноярскую РЛС. Советские ученые могут принять зарубежных коллег и обсудить с ними, как переоборудовать ее в международный центр мирного сотрудничества, демонтировав и переделав отдельные средства и сооружения, а также доукомплектовать недостающим оборудованием. Вся эта система могла бы функционировать под эгидой Организации Объединенных Наций.

Новые мирные инициативы, высказанные главой Советского государства в ООН, лишний раз говорят о том, что Советский Союз стоит за открытое и доступное для всех сотрудничество в космосе без всякой дискриминации, приносящее осязаемую пользу народам. Советский Союз за то, чтобы это сотрудничество прокладывало человечеству путь в мирное третье тысячелетие и чтобы вехами на этом пути были крупные совместные проекты мирного использования космоса, выдающиеся открытия, достигнутые благодаря объединенным усилиям всех государств.
Прошедший 1988 год показал, что СССР продолжает интенсивно сотрудничать с разными странами в области мирного использования космического пространства.
17 марта ракетой-носителем «Восток» осуществлен запуск индийского спутника ИРС-1А. 7 июня с помощью ракеты-носителя «Союз» на работу в космос стартовал советско-болгарский экипаж на корабле «Союз ТМ-5». 7 и 12 июля четырехступенчатая ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту автоматические межпланетрые станции «Фобос-1» и «Фобос-2». 29 августа на корабле «Союз ТМ-6» стартовал советско-афганский экипаж. 26 ноября осуществлен запуск космического корабля «Союз ТМ-7» с советско-французским экипажем на борту. И наконец, на фоне выполненных международных программ в мирном освоении космоса необходимо отметить успешный старт 15 ноября универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран».
Соглашение о запуске спутника ИРС-1А было заключено Индийской организацией космических исследований с Всесоюзным объединением «Лицензинторг». Это не просто формальная сторона дела. Это еще и качественно новый подход к совместным космическим исследованиям, поскольку было заключено первое для нашей страны соглашение о запуске иностранных спутников на коммерческой основе. Индийская сторона, компенсировав часть наших расходов, уплатила СССР 75 млн. рупий. Надо сказать, что в данном случае взнос, сделанный Индией, существенно ниже уровня цен на мировом рынке. Это связано с исключительно дружественными отношениями между нашими государствами, а также с важностью скорейших природоведческих исследований в развивающихся странах.
Говоря о коммерческой стороне этого вопроса, необходимо подчеркнуть, что Советский Союз заявил о своей готовности производить запуски мирных космических аппаратов других стран и международных организаций советскими ракетами-носителями на взаимоприемлемых условиях. Желающих немало, но по-прежнему сотрудничество сдерживается запретом, наложенным американской администрацией на ввоз в Советский Союз компонентов космической техники, изготовленных в США. А такие компоненты обязательно присутствуют практически на всех объектах наших потенциальных партнеров. Препоны остаются, несмотря на обращение в Госдепартамент США наших возможных заказчиков и на то, что советские государственные органы дают заказчикам необходимые гарантии сохранности их космических аппаратов во время нахождения на территории СССР — с момента пересечения границы и вплоть до запуска.
Автоматические межпланетные станции (АМС) «Фобос-1» и «Фобос-2» предназначены для проведения исследований планеты Марс, ее спутника Фобоса, Солнца и межпланетного пространства. Эти станции, представляющие собой автоматические космические аппараты нового поколения, были созданы в Научноиспытательном центре имени Г. Н. Ба-бакина Главкосмоса СССР с участием многих конструкторских и промышленных предприятий. В разработке научной программы проекта «Фобос», создании комплекса научной аппаратуры и оборудования вместе с советскими ученыл.и участвовали специалисты Австрии, Болгарии, ВНР, ГДР, Ирландии, Польши, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Европейского космического агентства.
Небезынтересно отметить, что при запуске АМС «Фобос-1» на космодроме Байконур помимо представителей национальных и международных организаций и средств массовой информации стран — участниц проекта «Фобос» присутствовала делегация ВВС США во главе с генерал-лейтенантом Дональдом Л. Кромером, а при пуске АМС «Фобос-2» — представители крупнейших страховых компаний Великобритании, Италии, США и ФРГ. Визит бизнесменов был призван способствовать созданию более благоприятных условий для привлечения представляемых ими компаний к страхованию возможных коммерческих запусков, осуществляемому страховым акционерным обществом СССР (Ингосстрах). Кстати, и американские специалисты, и представители страховых компаний, осматривая в МИКе космодрома ракету-носитель «Протон», с помощью которой были запущены АМС «Фобос», дали ей исключительно высокую оценку.
Проект «Шипка» — так назвали наши болгарские друзья работы по подготовке и реализации второго совместного космического полета. Шипка — это символ боевого братства русских и болгарских воинов, которое 111 лет назад привело к освобождению Болгарии от османского ига. Нынешняя «Шипка» — это братское сотрудничество ученых двух стран в мирном освоении космоса на благо наших народов, на благо всего человечества.
Все 42 эксперимента советско-болгарской космической экспедиции выполнены полностью. Выполнена обширная программа геофизических исследований, включающих фотосъемки и спектрометрирование территории Народной Республики Болгарии, акватории Черного моря и других районов земной поверхности. Полученная информация будет использована для решения многих научных и народнохозяйственных задач.
В ходе полета были проведены отработка многоцелевого астрофизического комплекса и несколько серий экспериментов по изучению галактических и внегалактических источников излучения, межпланетной среды, физических процессов, происходящих в ионосфере и атмосфере Земли. По программе космического материаловедения получены образцы монокристаллов металлических сплавов и композиционных материалов с улучшенными характеристиками. Значительное место в работе международного экипажа отводилось медицинским экспериментам, направленным на комплексное исследование работоспособности человека в период адаптации к невесомости.
На всех этапах совместной работы А. Соловьев, В. Савиных и А. Александров действовали четко, на высоком профессиональном уровне. Успешно завершенный совместный советско-болгарский полет является примером плодотворного международного сотрудничества в мирном освоении космического пространства и знаменует собой дальнейшее упрочение вечной и нерушимой дружбы между народами Советского Союза и Народной Республики Болгарии.
Основной объем информации по * программе исследований природных ресурсов Афганистана получен с помощью стационарного топографического фотоаппарата КАТЭ-140. За время совместного полета выполнено несколько медицинских экспериментов, исследования в области физики верхней атмосферы, продолжены эксперименты по дальнейшему изучению развития высших растений в условиях невесомости, проведены работы по выращиванию монокристаллов белковых препаратов.
Советско-афганский космический полет имеет не только научное и экономическое, но и большое политическое значение. Отметим, что он проходил в то время, когда из Афганистана начался вывод ограниченного контингента советских войск. Символично и то, что этот полет совершен в год десятилетнего юбилея апрельской национально-демократической революции в Афганистане.
Пятнадцатая по счету международная экспедиция кардинально отличалась от всех предыдущих совместных полетов. Вместо 7 — 10 дней, как было раньше, международный советско-французский экипаж трудился на орбите почти месяц. Жан-Лу Кретьен стал первым из зарубежных космонавтов, который второй раз стартовал на советском космическом корабле и принял участие в работах в открытом космосе.
Во Франции придали большое значение совместному полету. Президент Французской Республики Ф. Миттеран приурочил свою встречу с Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачевым к старту на Байконуре. Кстати, Ф. Миттеран и М. С. Горбачев были «родоначальниками» проекта длительного полета французского космонавта, принципиальная договоренность о котором была достигнута во время визита во Францию М. С. Горбачева в октябре 1985 года.
26 ноября 1988 года, ровно за четыре часа до старта, в аэропорту г. Ленинска приземлился самолет Ил-62, на котором прибыл Президент Франции и министр иностранных дел СССР. Прямо с аэродрома в сопровождении большой армии журналистов Ф. Миттеран направился в монтажно-испытательный корпус, где члены экипажа А. Волков, Ж.-Л. Кретьен и С. Крикалев заканчивали надевание и проверку скафандров. Президент передал им теплые слова напутствия от всего французского народа.
Два с половиной часа, отведенные после посадки экипажа в корабль для последних предстартовых приготовлений. Президент Франции посвятил беседам с испытателями космодрома. Он осмотрел космические корабли «Союз ТМ», «Прогресс», ракету-носитель «Союз», проявил особый интерес к скафандру с автономными средствами передвижения в открытом космосе. Это необычное устройство, как сообщили испытатели, будет вскоре доставлено на орбитальную станцию «Мир». Гостям был показан корабль многоразового использования «Буран» и универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия». Ф. Миттеран посетил также домики-музеи С. Королева и Ю. Гагарина, осмотрел экспозицию музея космонавтики.
В зале МИКа космодрома Президент Франции провел пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов, на которой подвел итоги своего рабочего визита в СССР и бесед с М. С. Горбачевым. Он выразил удовлетворение их результатами, дал оптимистическую оценку перспективам советско-французского сотрудничества во многих областях, в том числе в совместном исследовании космического пространства.
После запуска космического корабля «Союз ТМ-7» Президент Франции вылетел в Париж на сверхзвуковом самолете «Конкорд» с той самой посадочной полосы, на которую, выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился орбитальный корабль «Буран».
Советско-французский полет на борту орбитального комплекса продолжался 23 дня. 21 декабря Ж.-Л. Кретьен вместе с советскими космонавтами В. Титовым и М. Манаровым, которые впервые в истории осуществили орбитальный полет длительностью один год, возвратились на Землю.
Запуск на околоземную орбиту корабля многоразового использования «Буран» и успешное его возвращение на Землю открывают качественно новый этап в советской программе космических исследований и существенно расширяют наши возможности в освоении космического пространства. Отныне отечественная космонавтика располагает не только средствами выведения на различные орбиты больших грузов, но и возможностями их возвращения на Землю.
Использование новой космической транспортной системы в сочетании с одноразовыми ракетами-носителями и постоянно действующими орбитальными пилотируемыми комплексами дают возможность сосредоточить основные усилия и средства на тех направлениях освоения космоса, которые обеспечат максимальную экономическую отдачу народному хозяйству и выведут науку на более высокие рубежи.
Успешный полет орбитального корабля «Буран» по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению ученых, конструкторов, инженеров, техников, рабочих, строителей, специалистов космодрома Байконур, Центра управления полетом, командно-измерительного и посадочного комплексов — всех, кто разрабатывал, изготавливал, испытывал универсальную ракетно-космическую систему, проектировал и возводил сложнейшие технические, стартовые и посадочные комплексы, обеспечившие подготовку и осуществление этого полета.
Освоение космического пространства базируется на использовании последних достижений в науке и технике. Естественно, и результаты тут наиболее высокие. Они непосредственно влияют на развитие фундаментальных наук и могут быть использованы в интересах народов всей планеты.
Сегодня немыслима и экономическая деятельность не только отдельных государств, но и целых континентов без телевизионных, метеорологических, навигационных и других космических систем. А раз так, то планы освоения и использования космоса необходимы общие. Вместе легче и быстрее можно добиться желаемых результатов.
Специалисты космонавтики с надеждой вступили в 1989 год, надеждой и оптимизмом, основанном на позитивных переменах, происходящих в международных отношениях, новом политическом мышлении, новом понимании заботы о судьбе нашей планеты. Надеемся, что мирные совместные программы получат свое дальнейшее развитие в интересах всего человечества.
Всего комментариев 0
