Колода Русский Стиль. Кто был прототипами ее персонажей, и что с ними стало.
Запись от Admin размещена Сегодня в 08:42
Колода Русский Стиль. Кто был прототипами ее персонажей, и что с ними стало.
Уважаемые господа, милые дамы и дорогие товарищи, с вами Сергей Шумаков и вы смотрите канал «Правда жизни». 12 сентября 2022 года я опубликовал выпуск о том, что за исторические и легендарные личности были прототипами королей дам и валетов, изображенных на игральных картах, и с тех пор мне с завидной регулярностью поступают просьбы рассказать о прототипах персонажей нетрадиционных карточных колод, появившихся в XIX-XX столетиях. Есть, например, оказывается колода, о существовании которой я и сам недавно узнал от одного из задавателей вопросов.
Эта колода позиционировалась как антирелигиозная, хотя скорее ее следовало бы назвать антиклирикальной, так как персонажами карт в этой колоде были священники, монахи и монофини. Правда, последние были лишь в мастях тех конфессий, в которых предусматривается наличие женских монастырей. Крестовая масть в этой колоде была посвящена православию, червовое – католицизму, бубновое – иудаизму, а пиковое – распространенному в Бурятии и Калмыкии ламоизму.
Наибольшую же популярность среди вопросов обрел вопрос о колоде традиционно называемый русский стиль, и вот сейчас в начале месяца, пока у меня нет рекламодателей, я и решил, как выражались в XIX-е годы, запереть видос на эту давно запрашиваемую тему. История этой колоды началась с того, что в 1903 году, 11 февраля по старому стилю, в земнем дворце состоялся костюмированный бал. В этом мероприятии приняли участие члены императорской фамилии, а также их фрейлины и адъютанты.
Сам Николай II на этом балу был облачен в частично-подлинные одеяния Алексея Михайловича, а Александра Федоровна Щеголяла – в костюме первой жены, этого далекого предка своего супруга, милицы Иринишны Милославской. По окончании бала его участники и участницы были запечатлены на групповых, парных и индивидуальных фотографиях. Именно эти фотографии в 1911 году и послужили основой для создания персонажей той самой романовской колоды.
Изначально, конечно, эти фотографии не были цветными и раскрасила их отнюдь не нейросеть, как многие могут подумать. Раскрасила их вручную в фотошопе большой специалист по немецкому языку, кандидат филологических наук Ольга Анатольевна Ширнина. Я сам до появления нейросетей увлекался вот таким вот ручным раскрашиванием и знаю, насколько этот процесс трудоемок.
Поэтому, пользуясь случаем, хочу выразить Ольге Анатольевне свое безмерное восхищение. Червовым королем в этой колоде, выпуск которой готовился к трехсотлетию дома романовых, был сам действующий император. А вот червовую дамой была не Александра Федоровна, а сестра Николая Второго Ксения Александровна, одетая не в костюм царицы, а в костюм боярыни.
| - | |
Попробуйте РЖДТьюб - видеохостинг для железнодорожников!
После революции сестра Николая Второго оказалась в миграции. Сначала она жила в Копенгагене у своей матери Марии Федоровны, бывшей по рождению датской принцессой Дагмарой и бывшей на момент упразднения монархии вдовствующей императрицей, а после ее смерти переехала к своему британскому кузену Георгу Пятому и умерла в Лондоне в шестидесятом уже при Елизавете. Но вот портретное сходство червовых короля и дамы с их прототипами нарочно или умышленно художники исказили, чтобы невольно или нечаянно подданные не играли в дурака государям-императорам и его августейшей сестрою.
То же самое стало и с обликом великой княгини Елизаветы Федоровны, старшей сестры, супруги Николая Второго, которая оказалась в России, выйдя в 1884 году за дядю будущего царя, великого князя Сергея Александровича. С ее фотографии для создания персонажа Дамы Треф был списан только костюм, но ни в коем случае ни лицо, но зато образ пикового короля был нарочно списан с образа Ивана Грозного. Правда того, как выглядел первый русский царь, разрабатывавший эту колоду, германские художники фирмы Дондров доподлинно, конечно, не знали, а восстановившему потом его облик по черепу Михаилу Михайловичу Герасимову шел тогда лишь четвертый год, поэтому за основу был взят тот облик Ивана Грозного, который в 1875 году создал художник Александр Дмитриевич Литовченко вот на этой своей картине, ныне хранящейся в Петербурге в Русском музее.
Правда, Ивана Грозного на том балу 1903 года не было, а вот насчет девицы, ставшей прототипом пиковой дамы, исследователи так и не пришли к единому мнению. В медийном пространстве господствует версия о том, что ее прототипом была княгиня Зинаида Юсупова, мать того самого Феликса, который в декабре 16-го организует убийство Распутина. Но на том знаменитом балу Зинаида Николаевна была совершенно в другом костюме, а тот костюм, что на пиковой даме больше всего подходит графине Наталье Федоровне Карловой.
Наталья Федоровна была марганатической супругой Мекленбург-Стерлицкого герцога Георгия Георгиевича, также участвовавшего в этом балу, но на карты не попавшего. Но поскольку супруга герцога не имела в своих жилах ни капли монаршей крови, ей и дали титул графини Карловой, попринадлежавшей герцогу деревни Карловка под Полтавой. Также не до конца выяснены прототип бубновой дамы в этой колоде.
Больше всего на нее похожа фрейлина Ирина Владимировна Мальцова, урожденная княгиня Барятинская. После революции она жила в Ялте и после падения режима Врангеля была 20 декабря 1920 года расстреляна вместе с матерью, мужем и свекром. Прототипом бубнового короля стал шталмейстер высочайшего двора Николай Николаевич Гартунг, которого во многих публикациях ошибочно называют Гартунгом.
До революции этот шталмейстер не дожил и умер 16 марта 1915 года в 62-летнем возрасте. В случае с Гартунгом художники постарались портретное сходство сохранить, правда при этом бубнового короля они заметно омолодили. Больше же всех королей на своего прототипа был похож крестовый король.
В его облике хорошо угадывается не только костюм стабобала, но и сам Михаил Николаевич Граббе. Граббе на тот момент был адъютантом еще одного дяди царя Великого князя Владимира Александровича. Тогда по чину Граббе был Исаулом и был приписан клейб гвардии казачьему полку.
Впоследствии в Первую мировую он станет генерал-лейтенантом и наказанным атаманом Всевеликого войска Донского. В марте 17-го после отречения Николая он уйдет в отставку, пробыв в этой должности всего 10 месяцев, но снова объявит себя Донским атаманом в 34-м и в этом качестве 28 июня 41-го года, живя в оккупированном немцами Париже, он призовет всю белую эмиграцию поддержать Гитлера в войне с Советским Союзом. В нынешнем же Новочеркасске, в доме, где проживал Граббе будучи наказным атаманом, устроен музей-атаманский дворец, где выставлены личные вещи этого недолговременного атамана и его атаманши.
Присутствуют в этой коллоде еще двое адъютантов, еще двоих родственников Николая Второго, так, червовым валетом. Стал адъютант великого князя Алексея Александровича, лейтенант русского императорского флота Николай Александрович Волков. Перед самой революцией он станет контр-адмиралом, а в 20-е и 30-е годы, живя в Лондоне, откроет там шикарный ресторан, как и Граббе.
Он с самого начала симпатизировал Гитлеру, но если сам он просто симпатизировал, то его дочь Анна стала немецкой шпионкой и 20 мая 40-го была арестована британскими спецслужбами. Дали ей 10 лет, но в 47-м выпустили и выгнали из Британии, после чего ее вместе с ее подельниками приютил в Испании Франфиско Франко. Там в Испании в 73-м она погибнет в автокатастрофе.
После суда над дочерью ресторан Волкова стали бойкотировать и он умер в 54-м в нищете и забвении. Пиковым валетом стал адъютант Великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак, числился он штабсротмистром кавалергардского полка, шефом которого была та самая мать царя Мария Федоровна. После революции Безак пошел служить Гетману Скоропадскому, но когда того свергли петлюровцы, он под видом немецкого офицера уехал в Германию вместе с эвакуирующимися немцами.
Там он связался с крайне правыми кругами и даже, как говорят, принял участие в Каповском путче, а после его провала бежал в соседнюю Данию, где и приютился у бывшей шефини своего полка. Но в 1928 году вдовствующая императрица скончалась и Безак перебрался в Ниццу к своему брату Федору, который тоже был кавалергардом, тоже участвовал в этом балу, но, в отличие от старшего нагад брата, на карты он не попал. Тогда, в 1928, Безаку было уже 64, и больше в политике он не участвовал.
Дожил Александр Безак до 42-го, и после того, как в 40-м умер содержавший его брат, ему в Вишистскую Францию посылал в спомоществование еще один бывший кавалергард маршал Финляндии Маннергейм. Остальными двумя валетами стали не дьютанты, а молодые великие князья. За основу образа бубнового валета была, как считается, взята вот эта вот фотография великого князя Андрея Владимировича.
Этот внук Александра Второго и младший брат одного из заграничных претендентов на русский престол Кирилла Владимировича после революции жил на юге России, в начале 20-го эвакуировался из Новороссийска в Константинополь, а оттуда перебрался на французскую Ривьеру, где его у себя на вилле приютила Матильда Хшинская, в числе дореволюционных любовников которой был и Андрей Владимирович. Последний даже, наряду с великим князем Сергеем Михайловичем, считается возможным отцом ее сына Владимира. Там, во Франции, на Матильден официально женился, а в 1956 году умер своей смертью в 77-летнем возрасте последним же Валетом, Валетом Трифовым, стал, как считается, самый младший брат Николая Второго, великий князь Михаил Александрович.
В период февральской революции он один день формально пробыл императором, но не вступая в должность монарха, несовстоявшийся Михаил Второй тут же трекся, причем не в пользу какого-то конкретного лица, а как он сам заявил, в пользу народа. Именно его отречение, а не отречение Николая и стало концом истории русской монархии, но его либеральные и даже демократические убеждения не спасли его от того, что он, проживая в Перми, в ночь с 12 на 13 июня 1918 года был похищен и убит представителями местного партийно-советского актива. В завершении выпуска следует сказать, что распределение по мостям возможных прототипов, в отличие от случая с Принцем Чарльзом, от случая с той самой антирелигиозной колодой и даже в отличие от распределения по мостям персонажей саги о Гарри Поттере, в случае с колодой «Русский стиль» было абсолютно случайным и бессистемным.
Никакого конспирологического символизма в эту колоду не зашито, и не в последнюю очередь благодаря именно этому в 1923 году печать этих карт возобновилась в Петрограде и продолжалась до самого конца советского времени. А на сегодня пока всё, если вам понравился этот выпуск, ставьте лайки, если не понравился, ставьте дизлайки, а если вы не смогли его посмотреть, то его дубликат есть у меня в телеграм-канале.
Всего комментариев 0



