СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть
Вернуться   СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть > Дневники > Admin

Оценить эту запись

Чего вы никогда не читали о "Катюше"

Запись от Admin размещена 28.04.2013 в 08:05

Чего вы никогда не читали о "Катюше"


Одно из самых поразительных искажений истории Великой Отечественной войны было произведено в хрущевские времена, когда под видом восстановления исторической правды усиленно создавалась и насаждалась новая великая неправда. Этой неправдой была легенда о маршале М. Н. Тухачевском. В числе многочисленных приписанных Тухачевскому заслуг одной из главных считается техническое перевооружение Красной Армии, выразившееся в поддержке изобретателей, в частности создателей «катюши». Разоблачению этого мифа посвящена подборка статей, предлагаемых вниманию читателей.

Александр ШИРОКОРАД

В воспоминаниях крупного артиллерийского конструктора В. Грабина «Оружие победы» есть рассказ о любопытном разговоре, состоявшемся у него с Тухачевским, с июня 1931 года занимавшим пост начальника вооружения РККА. Во время этого разговора Тухачевский укорял Грабина за приверженность к ствольной артиллерии, которая-де обречена и будет вскорости полностью заменена безоткатными динамореактивными пушками. Конструктор терпеливо объяснял военачальнику достоинства и недостатки динамореактивных пушек. «Безоткатные орудия,— говорил он,— имеют то преимущество, что при одинаковой мощности они легче классических пушек. Но у них есть ряд недостатков, притом существенных, которые совершенно исключают возможность создания всей артиллерии на этом принципе...» Но переубедить Тухачевского Грабин так и не смог.

«По-видимому, искренне убежденный в своей правоте,— писал Василий Гаврилович о Тухачевском,— он не мог доказать ее, но, как человек увлекающийся, горячий, не считал для себя возможным отступать. Как я понял, ему до сих пор не только никто не возражал относительно его идеи перевода всей артиллерии на динамореактивный принцип, но даже поддакивали...» И среди этих поддакивающих самым крупным и влиятельным был, несомненно, Курчевский!

Жизнь и работа Леонида Васильевича Курчевского до сих пор окутана тайнами. И это неудивительно. Испытания предложенных им динамореактивных орудий проводились в строжайшем секрете. Причины прекращения его работ, арест и судебный процесс были также за семью печатями. Все документы, касающиеся его работ в 1922—1935 годах, до сих пор хранятся в секретной части Российского Государственного военного архива. Но работы Курчевского были столь сенсационны, что слухи, воспоминания, фотографии просачивались сквозь завесу запретов. Находились очевидцы, видевшие изобретателя на Ярославском вокзале в 1938 году, на фронте в 1942ьм и т. д.

Появление у немцев 75-мм и 105-мм безоткатных орудий, принятых на вооружение незадолго до начала войны, породило легенду, будто немцы похитили документацию на изобретенное Кур-чевским оружие. Вокруг его имени стали слагаться легенды, чему способствовала яркая, неординарная личность Леонида Васильевича, как бы отодвинувшего в тень всех специалистов, которые работали над созданием безоткатных динамореактивных орудий до него, одновременно с ним и после него. А среди этих людей наиболее выдающимся был Дмитрий Павлович Рябу-шинский (1882—1962)— один из пяти московских братьев-миллионеров, крупнейший русский специалист в области гидроаэромеханики. В 1904 году после окончания Московской практической академии коммерческих наук он, по совету Н. Е. Жуковского, основал на свои средства аэродинамическую лабораторию в Кучино под Москвой. Именно здесь Жуковский разгадал тайну подъемной силы крыла, а его ученики провели ряд фундаментальных исследований. Сам Рябушинский работал в Кучино над теоретическими проблемами. Здесь же сделал несколько изобретений — анемометр с накаленной проволочкой (1909 г.) и безоткатное динамо-реактивное орудие (1916 г.).

Эта 70-мм пушка представляла собой ненагруженный ствол с толщиной стенок 2,5 мм на легкой складной треноге и весила всего 7 кг! Снаряд кали-берный массой 3 кг, патрон унитарный, заряд помещался в гильзу из сгорающей ткани с деревянным или цинковым поддоном. Заряжалась пушка с дула, стреляла на 330 метров, что было сопоставимо с дальностью стрельбы тогдашних бомбометов.

26 октября 1916 года после рассмотрения предложения Рябушинского артиллерийским комитетом ГАУ на главном артиллерийском полигоне под Петроградом начались испытания пушки Рябушинского. Революция лишила Рябушинского возможности довести орудие до войсковых испытаний, в 1919 году он навсегда покинул Россию и стал одним из видных гидроаэромехаников Франции.


Курчевский был младше Рябушинского на девять лет. В 1911—1913 годах он окончил два курса физико-математического факультета Московского университета и занялся изобретательством. В 1915 году он предложил ГАУ ручной гранатомет — колесо с прикрепленными к нему гранатами, которое раскручивалось расчетом, после чего гранаты освобождались и по инерции летели на противника. ГАУ предложило Курчевскому доработать конструкцию, но тщательная скрупулезная доработка была не во вкусе изобретателя. На несколько лет он исчез из поля зрения и снова всплыл в 1919—1924 годах в качестве руководителя мастерской-автолабораторией при Комитете по делам изобретений.

В 1923 году он вместе с сотрудником отдела военных изобретений ВСНХ С. А. Изенбеком подал заявку на конструкцию ДРП — динамореактивной пушки. Соавторы начинали свое дело не на пустом месте: в документах лаборатории Курчевского за 1923 год я обнаружил фотокопии материалов Рябушинского по безоткатным орудиям...

С весны 1923 года Курчевский буквально бомбардирует военное ведомство письмами, в которых настоятельно проталкивает свои ДРП. Руководство не оставило эти предложения без внимания, и завод №8 в подмосковных Подлипках получил указание переделать в ДРП две 57-мм пушки по чертежам Курчевского. У них отрезали казенную часть, расточили зарядную камору и установили новый затвор. В сентябре 1923 года на испытаниях пушек на полигоне в Кунцеве присутствовал сам Эфраим Склянский — первый заместитель Троцкого. ДРП, переделанная из береговой пушки, показала неплохие результаты. 25 сентября специальное совещание под председательством главкома С. С. Каменева постановило начать работы по созданию полковой и автоматической самолетной ДРП. Но в 1924 году Курчевский внезапно «выходит из игры»: его отправляют в заключение на Соловки!

Обстоятельства дела до сих пор не ясны, говорят, Курчевскому не удалось предъявить оправдательных документов, и он был посажен за растрату. Но заключение, как ни странно, способствовало расцвету его изобретательной деятельности. На Соловках он сколотил группу специалистов, наладил работу электростанции, начал -строить лодки-льдопроходцы, соорудил глис-сер-вездеход. Говорят, что он ухитрился даже изготовить и испытать модель безоткатной пушки и продемонстрировать ее лагерному руководству.

Когда через пять лет Курчевский снова появился в Москве, безоткатными орудиями занимались уже многие специалисты и организации, например, Газодинамическая лаборатория во главе с Б. С. Петропавловским, коллектив «особой комиссии» под руководством профессора Беркалова и др. В 1924—1929 годах было изготовлено и испытано около полусотни безоткатных орудий всех типов: казнозарядные и дульнозарядные, со стволами гладкими, нарезными для обычных поясковых снарядов, нарезными с углубленной нарезкой для снарядов с готовыми выступами, с зарядами в гильзах из сгорающей ткани, в картонных, в металлических перфорированных гильзах. С 1927 года испытывались 47-мм авиационные пушки с инертной массой, в качестве которой была использована тяжелая металлическая гильза, вылетавшая через сопло. Подавляющее большинство безоткатных систем находилось в стадии испытания опытных образцов, и лишь некоторые дошли до стадии войсковых испытаний. Наибольшего успеха добился профессор Беркалов: его 76-мм ДРП БМ (большой мощности) была поставлена на валовое производство, и за три года было изготовлено 1012 таких орудий.

Вернувшись в Москву, Курчевский со всей страстью ринулся в конкурентную борьбу. Энергичный, напористый до нахальства, он в отношениях с подчиненными был груб. В отношениях же с начальством он, крупный представительный мужчина, вел себя совершенно иначе, умел улыбаться, убеждать. Под стать ему была и жена — тоже крупная эмоциональная женщина, работавшая у мужа личным шофером и охранником.

Сравнительно быстро Курчевскому удалось склонить на свою сторону весьма влиятельных людей — наркома тяжелой промышленности Орджоникидзе, его зама Павлуновского, начальника ГАУ Кулика и, самое главное, идеолога внедрения безоткатных орудий на вооружение Красной Армии Тухачевского, в 1931 году занявшего пост начальника вооружений. 17 декабря 1933 года приказом Орджоникидзе Курчевский назначен уполномоченным по специальным работам Наркомата тяжелой промышленности, и с этого момента начинается буквально нашествие безоткатных пушек. Тогдашнее руководство любило ошеломляющие эффекты. Малый торпедный катер Г-5 ведет огонь из автоматического ДРП калибра 152-мм (калибр крейсеров!). Эсминец «Энгельс» водоизмещением 1400 тонн стреляет из 305-мм ДРП (калибр линкора!). С автомобиля стреляет 305-мм гаубица, с мотоцикла 76-мм пушка, фанерный самолет с полотняными крыльями палит из 76-мм автоматической безоткатной пушки. А Курчевский уже спроектировал 500-мм пушку для легких крейсеров, и в 1934 году завод «Большевик» приступил к ее изготовлению. Заветная мечта Тухачевского — перевести на динамореактивный принцип всю артиллерию — была близка к осуществлению. Пушки Курчевского пошли в валовое производство на всех без исключения артиллерийских заводах СССР. За три-четыре года было изготовлено около 5000 безоткатных орудий. В 1934 году каждая третья изготовленная для армии и флота пушка была динамореактивной!


И вот тут-то и выяснилось, что король голый! Ни одно из этих орудий не было боеспособным. Лишь некоторые из них годились, как тогда корректно говорилось, «для учебных целей»... Оказалось, что Курчевский с самого начала пошел по неверному пути. Он брал обычные артиллерийские орудия, отрезал у них казенную часть и ставил вместо нее сопло Лаваля, из которого пороховые газы истекали со сверхзвуковой скоростью. Нарезка, толщина ствола, боеприпасы — все оставалось практически без изменений. Несмотря на то, что давление в каналах пушек Курчевского было высоким, начальная скорость снаряда, дальность стрельбы и меткость оказывались существенно хуже, чем у классических орудий того же калибра.

Заметим, что с 1945 года до наших дней ни в СССР, ни за рубежом не была принята ни одна безоткатная система с нагруженным стволом, разрабатывавшаяся Курчевским. Более перспективной оказалась идея Рябушинского со стволом — свободной трубой

Были трудности и со снарядами. Если у наземных ДРП действие осколочно-фугасных снарядов от обычных классических орудий было более или менее удовлетворительным, то с бронебойными снарядами дело обстояло гораздо хуже. Бронебойные снаряды 37-мм противооткатных ружей Курчевского не пробивали брони толще 20 мм, а снаряды его 76-мм пушки — толще 30 мм. То есть они годились для борьбы только с легкими танками. Лишь кумулятивные снаряды, появившиеся в 1941—1942 годах, сделали безоткатные орудия превосходным противотанковым средством.

Для 76-мм авиационной пушки при стрельбе по самолетам шрапнели и осколочные снаряды были малоэффективны. Для этого требовался снаряд со специальными поражающими элементами и дистанционным взрывателем и автоматическим установщиком взрывателя на самолете, что было посложней создания самого ДРП. Эти пушки, заряжавшиеся с дула с помощью сжатого воздуха, были сложны и ненадежны, при расчетном темпе стрельбы 40 выстрелов в минуту практически никогда не давали больше 20—30. Гильзы из нитроткани рвались и застревали в магазине, неполностью сгорали при выстреле и забивали канал ствола, сложный механизм подачи постоянно ломался, периодически происходили двойное заряжание и разрыв ствола. И все это были неустранимые пороки конструкции.

Что касается 305-мм корабельных орудий, то из-за действия струи пороховых газов они могли размещаться лишь на оконечностях корабля, иначе угол горизонтального обстрела был бы очень мал, так как сопло должно быть при выстреле направлено только за борт.


Фактически на кораблях происходило испытание макетов 305-мм ДРП, заряжание которых производилось свыше 1 часа. При нормальной же системе заряжания, подачи, наведения и т. д. масса 305-мм ДРП приближалась к массе классической корабельной установки, и разместить ее на оконечности не только эсминца, но и крейсера было невозможно...

Пять лет (1930—1935 гг) все без исключения артиллерийские заводы производили орудия Курчевского и в итоге получили огромную груду металлолома. Естественно, никому в течение 30-х годов не пришло в голову честно воздать всем сестрам по серьгам — авантюристам, головотяпам, некомпетентным бюрократам, трусливым специалистам, боявшимся громко сказать: «Король-то голый». Конечно, все проще объяснить вредительством, шпионажем и т. д. В 1937 году Курчев-ский был арестован и расстрелян. Точная дата его смерти неизвестна.

Дело по обвинению Курчевского было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР 18 февраля 1956 года Приговор Военной коллегии от 25 ноября 1937 года по «вновь открывшимся обстоятельствам отменен, и дело за отсутствием состава преступления прекращено». Увы, эти «вновь открывшиеся обстоятельства», как и остальные обстоятельства жизни и деятельности Курчевского, оказались закрыты.
Размещено в История
Просмотров 5166 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Часовой пояс GMT +3, время: 14:29.

СЦБ на железнодорожном транспорте Справочник 
сцбист.ру сцбист.рф

СЦБИСТ (ранее назывался: Форум СЦБистов - Railway Automation Forum) - крупнейший сайт работников локомотивного хозяйства, движенцев, эсцебистов, путейцев, контактников, вагонников, связистов, проводников, работников ЦФТО, ИВЦ железных дорог, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и других железнодорожников.
Связь с администрацией сайта: admin@scbist.com
Advertisement System V2.4