|
Опасные коррективы
Причиной столкновения пассажирского состава с локомотивом в Грязях 9 апреля стали необоснованное изменение, внесённое в техническо-распорядительный акт станции, и ошибка составителя.
История соударения началась задолго до 9 апреля. Отсчёт пошёл со 2 марта. Тем днём датирован документ, внёсший изменения в техническо-распорядительный акт станции (ТРА) и разрешающий оставление составов пассажирских поездов на седьмом пути на автотормозах. Всё это при наличии на пути перелома профиля в сторону чётной горловины и наличия на отдельных его участках уклонов значением более 0,0025.
Так, в начале марта некачественно выверенный ТРА перестал соответствовать технологическим процессам в части производства маневровой работы с составами и группами пассажирских вагонов. «Когда в 4.47 поезд Волгоград – Москва прибыл на станцию Грязи-Воронежские для плановой смены локомотива и отцепки одного вагона с хвоста, машинист тепловоза ТЭП70 Евгений Степанников закрепил состав автотормозами. Отцепив локомотив, бригада отправилась за маневровый сигнал», – напомнил заместитель начальника ЮВЖД по территориальному управлению Вадим Захаров. Примерно в это же время маневровый локомотив подошёл к хвостовому вагону для его отцепки. «Составитель поездов Игорь Фёдоров соединил рукава тормозной магистрали локомотива и хвостового вагона пассажирского поезда и открыл концевые краны, взяв на воздух весь состав. Затем он проследовал к 10-му вагону и перекрыл концевой кран тормозной магистрали 10-го, а затем 11-го вагонов. Эти действия привели к тому, что произошла зарядка тормозной магистрали всего состава, и воздухораспределители сработали на отпуск тормозов», – отметил Захаров. Расцепка была произведена. Тормоза отпустились, и из-за уклона и отсутствия тормозных башмаков состав пришёл в движение и покатился вслед отошедшему ТЭП70. Проехав 764 м, состав столкнулся с локомотивом.
Причина кажется очевидной – ошибся составитель. Но корни случившегося всё же в том, что был некачественно выверен ТРА станции и в него были внесены изменения, как показала практика, опасные. Дело в том, что с существовавшими изломами профиля на седьмом пути закрепление состава только автотормозами без тормозных башмаков было недопустимым. «При расследовании выяснилось, что нарушения были систематическими и до внесения изменений, но актом от 2 марта движенцы фактически узаконили свои нарушения», – отметил первый заместитель начальника ЮВЖД Евгений Васин. При этом он привёл в пример машиниста тепловоза ТЭП70 Евгения Степанникова, который довёл поезд до Грязей-Воронежских. В переговорах с дежурным, получив указание закреплять состав автотормозами, Степанников попросил повторить команду. «Раньше всегда закрепляли тормозными башмаками на седьмом пути, поэтому я переспросил. Дежурный команду подтвердил», – отметил Степанников.
«Машинист засомневался, он работает на 15 станциях и помнит, где и как закрепляют состав. А составитель поездов, который работает на конкретной станции больше 10 лет, ни в чём не сомневался», – подчеркнул Евгений Васин. Зато составитель поездов Фёдоров заметил, что состав покатился.«Я дал команду машинисту маневрового догонять состав и попытаться его зацепить, но не догнали», – сказал он.
Сообщение о том, что состав движется на ТЭП70, получила и бригада тепловоза, но предпринять что-либо у них не осталось времени.
В итоге 14 пострадавших, которым медицинская помощь потребовалась сразу. Позже, уже в Москве, к медикам ещё обратились пассажиры. Всего пострадали 47 человек. Железнодорожники привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей».
Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж
|