|
Из истории развития систем железнодорожной автоматики
11 августа 1841 г. на станции Шушары Царскосельской железной дороги произошло столкновение встречных поездов. Несмотря на сравнительно низкие скорости движения, в результате происшествия среди кондукторского состава и пассажиров были пострадавшие.
Тогда же возник вопрос обеспечения безопасности и разработки устройств регулирования движения поездов. В основу решения этой проблемы был положен принцип разграничения подвижных единиц во времени и в пространстве. Дорогу оборудовали оптическим телеграфом, используемым на флоте для предупреждения об опасности, и с этого времени началось развитие систем железнодорожной автоматики.
В 1851 г. на Петербур-Московской железной дороге были введены «Правила движения», которые с 1871 г. стали едиными для всех железных дорог России.
В 1860 г. на дороге между Петербургом и Москвой была применена сигнализация в виде зеленых и красных дисков, а в 1870 г. появились семафоры (от греческого sema — знак, phoros — несущий) с крыльями и шарами различных конструкций, управляемые с помощью механических тяг. Наиболее удачной была конструкция проф. Я.Н. Гордиенко.
В 1889 г. инж. Н.А. Рахманинов предложил устройство управления семафорами при помощи электрических индукторов. В то же время начальник службы телеграфа Курско-Харьково-Азовской дороги К.А. Кайль представил механизм для управления «окуляром» с тремя цветными стеклами — предшественника прожекторного светофора.
В 1907 г. на железнодорожном транспорте вводятся «Общие правила сигнализации», в которых в качестве основного средства регулирования движения поездов на всех дорогах принимается семафор.
Вполне естественно, что в те времена (так же, как и сейчас) стремились увеличить интенсивность движения поездов и пропускную способность перегонов и станций. В России развивалась промышленность, осваивались новые регионы, население привыкало к железнодорожному транспорту. И в 1878 г. Петербурго-Московская дорога начала оборудоваться устройствами блокировки, при которых перегоны между станциями стали делиться на блок-участки (принцип, который сохраняется до сих пор) с блокпостами и семафорами, ограждающими эти участки. Это позволило существенно увеличить число поездов, одновременно находящихся в пределах дороги.
С 1897 г. широкое применение на сети дорог России стали находить такие системы, как электрожезловая и полуавтоматическая блокировка. В качестве «устройства предупреждения столкновения поездов» в 1898 г. Ф.В. Прохоровичем была представлена (в виде изобретения) рельсовая цепь. К сожалению, первоначально она не была принята к использованию на дорогах, и только после доклада (1914 г.) проф. Н.О. Рогинского о действующих в США системах автоблокировки было по-настоящему понято функциональное назначение рельсовых цепей. Н.О. Рогинский был командирован Департаментом железнодорожного транспорта в Америку для изучения опыта эксплуатации автоблокировки, но внедрению этих систем в России в то время помешали Первая мировая война и последовавшая за нею революция.
В целях повышения безопасности движения поездов в 1897 г. начала внедряться автоматическая локомотивная сигнализация точечного типа системы С.И. Добровольского и М.И. Лиходеевского. На локомотивах устанавливали электромеханические скоростемеры, разработанные О.И. Трафтио. Инженер С.Я. Тихонович изобрел устройство извещения машиниста об опасности, включающее звуковой сигнал и останавливающее поезд при проезде закрытого семафора (прообраз современного автостопа). В 1914 г. такое устройство успешно было испытано на участке Гатчина — Владимирская Балтийской железной дороги.
В 1904 г. начальник службы телеграфа Рязано-Уральской железной дороги А.П. Руднев разработал ключевую зависимость, регулирующую процессы отправления поездов со станций и обеспечивающую безопасность следующего по маршруту поезда. Вполне естественно, что первоначально система имела свои недостатки и, прежде всего, они заключались в недостаточной надежности и неудобстве замыкания стрелок в маршруте. И в 1909 г. на станции Павловск-2 была установлена ключевая зависимость с замками В.С. Мелентьева, получившая самое широкое распространение и просуществовавшая практически до настоящего времени.
В принципе, первые системы централизации стрелок появились в 1870 г. на станциях Петербург-Московской железной дороги, но были малонадежными. В 1884 г. была разработана механическая централизация системы проф. Я.Н. Гордиенко с замыкателями для обеспечения зависимостей между положениями стрелок и сигналов (семафоров, естественно), которая в 1906 г. была им усовершенствована путем замены жестких тяг гибкими. Это позволило увеличить дальность управления стрелками до 550 м и сократить число постов централизации. В дальнейшем была создана блокировка на основе блок-механизмов с электромеханическими замыкателями.
Следует заметить, что в качестве источников энергии для перевода стрелок использовались гидравлические (итальянская разработка) и электропневматические (разработка инж. Б.Н. Авилова) устройства.
Электрическая централизация впервые появилась в 1909 г. на ст. Витебск, а в 1914 г. такой системой была оборудована ст. Петербург- Витебский. Но нужно помнить, что рельсовые цепи еще не получили своего признания, и поэтому безопасность движения поездов по станциям была низкой. Несмотря на это, в 1913 г. В.П. Сухарников изобрел централизацию маршрутного типа, основанную на механических замыканиях. Революционным в области развития станционных систем регулирования движения поездов стало предложение (1914 г.) Г. Це- боева использовать рельсовые цепи (РЦ) в качестве «устройств для исключения приема поездов на занятый путь». С этого времени началось широкое внедрение систем централизации на всей сети железных дорог России.
В связи с увеличением объема перевозок и количества грузовых поездов встала проблема их маршрутизации и формирования. Тогда возникла идея создания сортировочных горок, первая из которых появилась в 1899 г. на ст. Ртищево. Однако системный и научный подход к созданию горок был основан в советское время академиком В.Н. Образцовым, предложившим в 1921 г. проект размещения основных сортировочных горок по сети российских железных дорог, и профессором Н.О. Рогинским, разработавшим их теоретические основы.
Исторические события, происходящие в России в начале XX в., трудности, переживаемые страной, гражданская война, разруха — все это задерживало внедрение новых систем регулирования и управления движением поездов. И все-таки отечественные разработки устройств железнодорожной автоматики все чаще доказывали свое превосходство над иностранными.
Так, в качестве основного средства регулирования движения поездов по перегонам в XIX в. была английская жезловая система Вебб — Томсона — Смиса. Но в 1924 г. появились более совершенные жезловые аппараты российского изобретателя Д.С. Трегера. В 1923 г. на участке Москва — Мытищи Северной железной дороги введено диспетчерское регулирование движения поездов, которое с 1934 г. применяется на всей сети СССР и России. Принципы построения диспетчерских централизаций (ДЦ) разработаны Н.В. Лупа- лом, издавшим в 1933 г. свой труд «Основы диспетчерской централизации на железнодорожном транспорте». Он же изложил теорию электрических централизаций (ЭЦ), опубликовав в 1934—1935 гг. две книги «Электрическая централизация стрелок и сигналов».
В 30-х гг. XX в. началось широкое внедрение систем автоблокировки (АБ). Создателями их являются такие крупные ученые, как М.И. Вах- нин, Н.О. Рогинский, А.М. Брылеевидр. Появились новые устройства сигнализации в виде светофоров различных типов, которые полностью заменили семафоры и другие механические сигналы. Наряду с автоблокировкой, в качестве дополнительного средства регулирования и обеспечения безопасности движения поездов появляется автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) точечного и непрерывного типов.
С течением времени на железных дорогах внедряются все более совершенные системы автоматики и телемеханики. С 1969 г. вводятся устройства обнаружения аварийно нагретых букс (ПОНАБ), системы автоматического управления тормозами (САУТ), автомашиниста и автодиспетчера, устройства заграждения переездов (УЗП), диспетчерского контроля (ДК) и т.д.
Сегодняшний период развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики характеризуется все более широким применением бесконтактных элементов, микропроцессорных устройств и вычислительной техники.
Трудно перечислить все новые устройства и системы железнодорожной автоматики, применяемые на железнодорожном транспорте. Огромен научный потенциал специалистов в этой области, которые внесли свой неоценимый вклад в развитие систем регулирования и обеспечения безопасности движения поездов. Здесь упомянута лишь малая часть тех людей, которые вписали свои имена в историю железнодорожной автоматики и телемеханики.
Admin добавил 28.10.2014 в 06:41
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
|
|
Создано Admin, 28.10.2014 в 06:41
Последнее редактирование Admin, 28.10.2014 в 06:41
0 Комментария
, 7210 Просмотров
|
|
|
|