Кованая вязь
На выставке прикладного искусства в музее псковских железнодорожников моё внимание привлекли сидящие на куске рельса опята с ползущими по ним улитками и божьими коровками. Всё выковано из стали. Ещё более филигранная работа – поднявший хвост-жало скорпион и веточка с розой.
Автор этого чуда – 28-летний кузнец Псковского ремонтного вагонного депо Владимир Шевченко.
Ремесло это незаменимо на железной дороге. Часто порожние вагоны приходят в Псков с деформированными люками, дверями. Как только не закрывают двери и люки вагона после выгрузки! Ковшом экскаватора, отвалом трактора, бревном в конце концов. Спешка да и равнодушие. Тут без кузнеца не обойтись: он выправляет, выравнивает. Правит поручни, валики, делает инструмент для рабочих – кувалды, молотки, зубила.
– Стал кузнецом случайно. Работал в сборочном цехе слесарем, а тут освободилось место в кузнице, – скупо вспоминает Шевченко. – Понравилось, старейшина ремесла Андрей Петрович Нагорнов показал, что и как. Сам себе хозяин, работа разнообразная.
Секреты профессии чуткой натуре открывались постепенно. Появилось мастерство в руках, когда бьёшь ручником (молотком) по пластичному раскалённому металлу с точностью до грамма и миллиметра. Увлёкся, загорелся делом – а это и есть творчество.
В свободную минуту сделал вещь для души – розу. Удивлялся, глядя на собранные в розетку тонкие лепестки, прожилки на ланцетовидных листочках. Неужели это я? Радость достижения вела дальше, появился азарт.
– Вообще замысел миниатюры рождается спонтанно, – делится кузнец творческой кухней. – Начинаешь, дело само идёт, материал подсказывает решение.
Именно опята с улитками стали центром кузнечной экспозиции на выставке. Материал – отслужившие путейские костыли – диктовал форму. Такую же миниатюру подарил коллеге по работе, тот с благодарностью дивился: сколько лет на железной дороге, а не представлял, что повседневное – это картина из мира природы. Букашка на грибе – случайность, подсказанная раскалённым металлом.
Мир художника покрыт тайной, но несомненно, акт творчества – это полёт фантазии. В детстве Володя интересовался насекомыми, даже тарантула дома держал – так воображение подвело к созданию миниатюры «Скорпион». Тонкая, ранимая природа ему, работающему с металлом, даёт многое. Бывая в Петербурге, он замечает, как изящны листья на кованых решётках дворцов.
Даёт и древняя архитектура, с которой металл неразрывно связан. Пскович прекрасно знает историю родного города, вспоминает Всеволода Смирнова – авторитета в области восстановления шедевров зодчества, освоившего кузнечное дело. Интересуется деятельностью продолжателя дела Смирнова – лучшего псковского кузнеца нашего времени Евгения Вагина. Бывает на фестивалях «День скобаря». Владимир готов подолгу рассказывать об истории и нюансах ремесла: секрете дамасской стали, петлях-жаковинах на воротах палат, кованых замках. Вспомнил он и о Довмонтовом мече – легендарном оружии псковского князя, спасшем русских от неминуемой гибели в битве с крестоносцами.
Вообще единство с историей свойственно всем художникам-кузнецам. Для Владимира корни – источник нравственной силы, духовности. Радуешься, внимая словам этого представителя молодого поколения: «Корни – это основное. Кто ощущает предков, будет жить по-другому». Он, получивший в юности профессию автослесаря, совершенно равнодушен к миру автомобилей. Не гонится за вещами, неподвластен поголовному увлечению пивом.
Жаль, хочет уходить Шевченко из деповских кузнецов. Профессия вредная, отзывающаяся всю жизнь болью в спине. Но ремесло остаётся с ним: живя в частном доме, оборудовал небольшую кузню. В планах – отделка забора, калитки. Ведь в русском доме металл верно и долго служил.
Автор:
Владимир Саблин