Преобразователи
Сумма двух интеллектов может быть равна огромному значению.
Попробуйте мысленно представить сложенные друг на друга все-все приборы, используемые на предприятиях ОАО «РЖД»... И ведь каждый из них со временем устаревает, нуждается в модернизации.
Сколько на сети дорог людей, досконально знающих эти самые приборы и умеющих предложить красивые решения по их усовершенствованию, подсчитать гораздо проще. Например, в ремонтном локомотивном депо Горький-Центральный таких увлеченных, наделенных живым умом «преобразователей» техники – около двух десятков. Самый старший из них, 75-летний Геннадий Толчин, – личность более чем удивительная. Несмотря на свои многочисленные разработки, которые использовались в масштабах не только дороги, но и сети, Геннадий Николаевич так и ушел на пенсию скромным слесарем КИП, каким поступил в депо, ни на ступеньку не поднявшись по служебной лестнице за 50 лет безупречного железнодорожного стажа.
– Меня не раз рекомендовали в мастера, но... Понимаете, творческая стихия – это мое, а кем-то руководить я не стремился, – объясняет почетный железнодорожник, обладатель министерского звания «Лучший рационализатор железнодорожного транспорта» Толчин.
Его, слесаря локомотивного депо Горьковской дороги, как автора нового прибора – счетчика электроэнергии для учета на локомотиве пригласили однажды на сетевое совещание в Москву. Это было в конце 60-х годов. И специалист со средним техническим образованием (но далеко не средними способностями!) с трибуны докладывал высоким руководителям и профессорам НИИ о принципе работы своего оригинального устройства. Счетчик СО-И442, разработанный Геннадием Николаевичем, был запущен в заводское производство, растиражирован по сети дорог и около семи лет безотказно служил на железнодорожном транспорте, пока ему на смену не пришел электронный вариант.
А вот приборы, созданные им для ТЧр-29, так и продолжают использоваться в деповских цехах. Не устаревают. Подтверждением тому явилась высокая оценка оснащению аппаратного цеха подъемочного ремонта электровозов, данная руководителями компании «РЖД» Валентином Гапановичем и Алексеем Воротилкиным, пару лет назад побывавшими в депо во время визита на Горьковскую магистраль. А ведь полную модернизацию этого цеха Толчин провел еще в 2002-м.
– Интересно, сколько всего рацпредложений вы внесли? – обращаюсь к Геннадию Николаевичу, которого застала в депо.
– Я не считал, но, думаю, полсостава-то можно было бы загрузить теми приборами, которые я за свою жизнь сделал, – смеется счастливый человек.
И впрямь, это и есть счастье, когда ты понял, в чем твое призвание, и сумел по максимуму реализовать свои способности. На пользу многим-многим людям.
– Сначала просто внес пару предложений, а потом «затянуло». Внутренняя потребность появилась, азарт что ли, одно поправить, другое изменить, – рассуждает собеседник.
Так же, видимо, «устроен» и давний товарищ, единомышленник Толчина, слесарь-электрик цеха САУТ Андрей Воробьев. Инженер-электронщик по образованию (заканчивал радиофак), а по призванию – настоящий изобретатель.
– Я люблю разрабатывать схемы. Для меня это как хобби, – говорит Андрей Владимирович. – Кто-то любит кроссворды разгадывать, кто-то – преступления раскрывать, но схемы придумывать не менее интересно.
Процесс обдумывания задачи, поиска ее решения идет, как правило, не быстро, порой без перерыва на сон и обед.
– У тебя есть исходные данные, и ты знаешь, что надо получить. И вот берешь карандаш, листок бумаги, рисуешь структурную схему устройства – в виде квадратиков, чтобы понять, какой узел с чем связан. Прикинул: вроде, все правильно. Тогда рисуешь принципиальную схему. Иногда схема простой не получается. Получается штук пятнадцать микросхем и двадцать транзисторов. Тогда думаешь, что можно убрать, заменить. Знаете, трудно сделать простую схему. Чтобы она работала так же, как сложная. Думаешь, думаешь... И в итоге можно найти принципиально другое решение. Теперь берешь макетное плато. И навесным монтажом эту схему паяешь. Ага, должно работать. Включаешь – не работает. И снова начинаешь обдумывать, что же сделал не так, что не учел...
И вдруг (почему-то всегда вдруг) случается озарение. Все! Есть решение! С этим мигом счастья мало что может сравниться. Важно ведь и то, что совместные разработки Воробьева и Толчина сразу идут в дело, используются в ТЧр-29. Из последних их работ можно отметить устройство для диагностики локомотивных источников питания. При стоимости около 15 тысяч рублей одно такое устройство даст годовой экономический эффект в два с половиной миллиона. В Горьковской дирекции по ремонту тягового подвижного состава принято решение об изготовлении и внедрении в производство десяти единиц устройства.
Автор: Ольга Люлина