Заповедь осмотрщика
Опытный взгляд должен с ходу определить неисправность
Алексей Митюсов задолго до того, как устроиться на работу, знал свои новые обязанности как «Отче наш». В семье у него все железнодорожники: дед, бабушка, отец и мать. Да и вырос, можно сказать, рядом со станцией, поэтому и выбор профессии был предопределён. О своей специальности осмотрщика вагонов говорит: «На железной дороге это самое интересное».
Сразу вспоминаю слова его старшего коллеги Александра Гаябина: «Знаете, чтобы состояться в профессии осмотрщика, знаний и опыта недостаточно, нужно иметь ещё и интуицию. Только совокупность этих составляющих приводит к хорошему результату. Всё это у Алексея есть. У него профессиональное чутьё на выявление неисправностей в вагонах. Не случайно его назначили старшим по смене: у нас повышение непросто заслужить».
Выявление трещин в литых деталях грузовой тележки - проблема номер один. Не дай бог, пропустишь -произойдёт излом, и вагон может сойти с рельсов. Пару лет назад, как раз в декабрьскую пору, произошло такое ЧП. Виновник, понятное дело, тут же был выявлен и сурово наказан. Но все осмотрщики восприняли это как личную трагедию. Пострадала их заслуженная упорным многолетним трудом репутация. А для них это многое значит.
Алексей сказал, что в этом году он выявил уже 34 неисправности. И 34 раза был поощрён за бдительность. Для осмотрщиков в эксплуатационном вагонном депо Анисовка установлена целая система премирования. Определено, сколько стоит выявление дефектов в над-рессорной балке или боковой раме. Все понимают, что их обнаружение - это предупреждение потенциальных аварий. Поэтому специалист должен быть максимально заинтересован быть бдительным.
У Митюсова есть и ещё один стимул стараться: дома ждут жена и две дочки. Они привыкли к тому, что главу семьи на станции уважают. Четырёхлетняя Сашенька это объясняет просто: «Все знают, что наш папа - самый лучший в мире...» После таких признаний возникает особенное отношение к семье и работе. Понимаешь: есть чем дорожить.
В депо Анисовка Алексей работает с 1993 года. Оно обслуживает крупнейшую сортировочную станцию регионального значения Анисовка, через которую ежесуточно проходят десятки пар грузовых и пассажирских поездов. Вагонники осматривают свыше 2 тыс. вагонов в сутки. И каждому надо поставить «диагноз»: «болен» или «здоров». Но для того, чтобы определить неисправности, особенно скрытые, нужны внимательность и наблюдательность. Важно заметить приметы, которые сигнализируют о скрытом дефекте. Например, буро-красная окраска металла, валик инея зимой или пыли летом могут подсказать местонахождение трещины в литых деталях тележки. А это один из наиболее опасных дефектов.
При встрече поезда осмотрщик также замечает, нет ли каких-либо провисших или болтающихся деталей или выбросов смазки на дисках колёс и днище вагона, которые свидетельствуют о неисправности буксового узла.
«Больше всего неполадок приходится на зимнее время, - говорит Алексей. - Техника на морозе не выдерживает, трещит. Поэтому в это время за ней нужен глаз да глаз».
Профессионал опытным взором с ходу должен определить, где усталость металла, а где брак литья. По словам Алексея, предварительный «диагноз» нужен для механических мастерских, где все дефекты квалифицируют по группам и в соответствии с этим определяют «лечение» или замену.
Сколько неисправностей за время своей работы на железной дороге он обнаружил, не считал. Да и раньше это так не поощрялось, как сейчас, поэтому и счёт не вели. Но при любой погоде он не теряет бдительности, всё делает так, как ещё дед учил, когда за руку водил к себе на работу.
Интересуюсь: откуда берётся профессиональная интуиция? Немного подумав, Алексей отвечает:
«Профессиональный взгляд вырабатывается годами. Можно, конечно, надеяться на природную интуицию. Это примерно, как собирать грибы в лесу: кто-то находит больше, кто-то - меньше. Но большие дефекты, согласитесь, трудно не заметить. А вот мелкие или скрытые... В нашем деле обязательно знание особенностей техники, с которой мы работаем. Для этого у нас все осмотрщики дважды в месяц проходят обучение. Каждый раз повторяем то, что, казалось бы, усвоено давным-давно. В определённый момент это может сыграть решающую роль. Вот лично я занимаюсь осмотром грузовых вагонов. Только на первый взгляд может показаться, что их конструкция проста, но на самом деле это сложнейший механизм, который нуждается в постоянном уходе и поддержании в исправном техническом состоянии. Кстати, количество неисправностей не зависит от того, старый вагон или новый. Иным старичкам износу нет, а новые, бывает, приходят с браком».
За смену специалисту нужно осмотреть в среднем 300 вагонов, обратив особое внимание на сложные детали, причём на каждую из них существует своя позиция проверки. Всего для вагона определено 12 позиций осмотра. А в случае выявления дефектов нужно обозначить их меловой разметкой и сообщить старшим по смене.
Мне эти цифры показались очень большими. Как успевают за смену? Но осмотрщики пожимают плечами: ничего, мол, привыкли.
«В осмотрщики, как правило, идут крепкие ребята, - заметил инструктор производственного обучения Сергей Мирошников. - И повышенную физическую нагрузку они выдерживают. Но в нашем деле надо быть ещё и предельно внимательным, исполнительным. Алексей именно такой. На станции работает давно, всё для него здесь родное. Вот вам его порекомендовали как лучшего, а на мой взгляд, у нас про каждого осмотрщика можно хороший материал написать. Их работа сродни подвигу, так как ответственность неимоверно высока. А знаете, какая у нас главная заповедь осмотрщика? Не урони вагоны! Мы все её и придерживаемся».
Ольга Иженякова,
спец. корр. «Гудка» Анисовка Фото автора