Баманиада
Как на БАМе я трудилась,
Шпалы трафаретила.
Наклонилась - болт вогнали.
Даже не заметила...
(Частушку по случаю юбилея вспомнил наш ульяновский собкор Валентин Разбойников, работавший на БАМе в 80-е годы.)
ПЕРВЫЕ ГЕРОИ
Эти плакаты висели по всей стране.
Петр САХНО, еще одна легенда БАМа: Не жалуюсь, живу воспоминаниями...
Здесь его, кроме как батька Махно, никто не звал. Герой нескольких десятков репортажей в «Комсомолке». Именно он встречал первый отряд комсомольцев, которые ехали строить БАМ с ХVII съезда ВЛКСМ
1 мая 1974 года на станции Лена. Но попал он на БАМ раньше, он еще в 1973 году десантировался сюда, чтобы готовиться к принятию стройотрядов. И произошло это задолго до того, как Леонид Ильич провозгласил с трибуны в Алма-Ате начало строительства магистрали.
39 лет Сахно отдал железной дороге. Начинал с Сахалина, затем Монголия, Братск и БАМ. От начала до конца. В его коллективе работали 7 Героев Соцтруда.
Недавно Петр Петрович переселился из деревянного двухквартирного дома в пятиэтажку. Оставил огород с теплицами - возраст уже не тот в земле ковыряться, 67 лет. Идем к нему.
В его новом доме играют свадьбу.
- А где нам Сахно найти? - спрашиваем у старушек, сидящих у подъезда.
- Да вон он на остановке с женой стоит. На похороны они пошли.
И снова: здесь свадьба, а за углом похороны...
Вот он, легенда БАМа. Невысокий, худой, сутулый - старость к земле пригибает человека. Но глаза... Глаза молодые, ясные, с огоньком. И держаться старается бодро.
- Чем вы сейчас живете? - спрашиваю у Сахно.
- На пенсии я с 1991 года. Получаю свои 504 рубля. А так - внуков ращу. Их у меня шестеро. А детей трое. Все на трассе родились. Но их я уже вырастил. Сын окончил Ленинградское морское училище, там и остался служить. Средняя дочь окончила Ленинградский мединститут, а младшая - Благовещенское педучилище, работает сейчас там директором детского садика.
Кстати, бамовские дети, если им удалось вырваться отсюда на Большую землю, обратно не возвращаются.
- Ну а так, - продолжил батька Махно, - не жалуюсь, живу воспоминаниями...
ПЕРВЫЕ ГЕРОИ
Николай Павлович КОШМАН (был на БАМе командиром корпуса Железнодорожных войск, достраивал восточный участок дороги уже в 89 - 91-м годах. Сейчас - статс-секретарь, замминистра МПС): Впервые карманные деньги у меня появились там...
- До этого я работал на Транссибе, поэтому к БАМу, на который шли лучшие кадры, техника и материалы, относился с неприязнью. Только когда сам стал строить эту дорогу, понял: люди, которые все это подняли, достойны самого глобального уважения!
- Наверняка БАМ закладывался руками зеков?
- Да, было дело. В самом начале, когда еще не было ничего, только палатки и вечная мерзлота, нагнали 189 зеков, но очень быстро от них отказались. БАМ ведь был принципиально новым словом в железнодорожном строительстве: его не создавали, тягая за собой по рельсам вагончики, в которых жили, а сразу по ходу возводили благоустроенные поселки, создавали социально-бытовую сферу, элитную по тем временам. БАМ строили метростроевцы и военные железнодорожники. Чтобы туда поехать, надо было пройти строгий отбор - посылали только специалистов, ведь техника была не примитивная, а - впервые в СССР! - японская, на ней надо было уметь работать, шевелить мозгами.
Когда мы приехали туда работать и зашли в магазин, то были в шоке: там было все! О дубленке или салями в Москве можно было только мечтать, а здесь это можно было купить легко. Одна знакомая говорила так: "Мы в Тынде обувь не покупаем - там только чешская, надо ехать в Февральск - там дают "Саламандру"! За три-четыре года люди обзаводились машинами, за пять лет - квартирами, причем "на материке". Зарплаты были в два - два с половиной раза больше. Вы не поверите - у меня впервые появились карманные деньги именно на БАМе, а ведь должность-то была!..
- Наверняка кто-то не выдерживал и уезжал.
- Конечно, были такие, но немного. БАМ ведь был ярким карьерным взлетом для каждого, кто туда ехал, не говоря уже о том, кто с него возвращался. Даже для тех, кто туда приезжал выступать, а приезжали все - и Кобзон, и Пугачева, и космонавты, - это было обязательным и почетным эпизодом в карьере, ведь ни народного, ни заслуженного артиста никто не получал, пока не побывает на БАМе!
Светлана Шайдакова.