Сахалинский урок
Опыт Дальневосточной магистрали, накопленный при объединении с Сахалинской дорогой, может быть полезен и при переходе на безотделенческую структуру.
Доклад на данную тему начальника организационно-штатного отдела Дальневосточной дороги Ирины Литвиновой стал одним из «хитов» состоявшегося 10–12 августа в Красноярске сетевого совещания по вопросам организационно-штатной работы.
После решения об объединении Сахалинской магистрали с Дальневосточной перед железнодорожниками встали проблемы – начиная с технических (например, принципиальная несовместимость учётно-вычислительных систем двух дорог) и заканчивая социальными, возникшими при ликвидации существовавших на острове управленческих структур.
Сахалинская дорога, строившаяся в начале – середине XX века японцами, является уникальной. Ширина её колеи составляет 1067 мм. Дорога имеет очень сложный рельеф, проходит через множество тоннелей. Подвижной состав для Сахалина закупался в Японии. Изолированная от Большой земли магистраль и последние 25 лет жила в своём островном мире.
В организационном плане на Сахалинской дороге не были выделены функциональные вертикали. Там существовало 15 подразделений. Действовали три дирекции: дорожная по обслуживанию пассажиров, перевозки багажа и грузобагажа, дирекция по управлению терминально-складским комплексом и дирекция управления движением. Две из них при ликвидации вошли в состав Дальневосточной.
Также на островной дороге действовали автономные информационные системы, не адаптированные к программам, используемым на остальной сети.
Но привести к единому знаменателю информационные системы проще, чем решить, куда девать людей, десятилетиями работавших в сложившейся управленческой структуре. На Дальневосточной приказом начальника дороги был утверждён «План мероприятий» по объединению с чётким указанием сроков исполнения и ответственными лицами. Созданная рабочая группа каждые две недели собирается для контроля оперативных вопросов. Например, было решено Сахалинскую дирекцию управления движением не включать в состав Дальневосточной магистрали, а сразу передать в состав Центральной дирекции. Таким образом, была исключена двойная регистрация имущества, двойной перевод людей и сэкономлены средства.
Пример объединения Дальневосточной и Сахалинской дорог показывает, как устраивать весь высвобождающийся персонал при переходе на безотделенческую структуру управления. Например, аппарат управления на Сахалине включал 168 человек. В состав же аппарата управления Дальневосточной было введено лишь 68. Для гибкости подхода «штабом» были предусмотрены все возможности – естественный отток специалистов с острова: часть сахалинских управленцев переехала на Большую землю по программе переселения с Севера, часть ушла на пенсию. Для оставшихся трудоспособных кадров была принята специальная программа по переобучению на другие необходимые дороге профессии.
«Благодаря этим мерам, – резюмировала Ирина Литвинова, – мы избежали массовых жалоб, массового возмущения и обращений работников в вышестоящие органы власти. Удалось избежать больших человеческих проблем».
Андрей Григорьев
"Октябрьская магистраль" -
oktmag.ru