Самурайские раритеты
Японцы едут на Сахалин посмотреть технику своих родителей
В железнодорожном музее Южно-Сахалинска собрана редкая узкоколейная техника японского и отечественного производства.
Разнообразная и непривычная железнодорожная техника бросается в глаза сразу, ещё на подходе к музею. Ещё бы - экспонаты здесь необычные, ведь ширина колеи пути на Сахалине заметно уже материковой - 1067 мм. А кроме того, часть раритетов - свидетельство японского присутствия на острове в первой половине прошлого века, когда его южная часть носила название Карафуто.
Вот снегоочиститель внушительного и даже несколько устрашающего вида. Это «Вадзима» 1939 года постройки - хорошо зарекомендовавшая себя машина для борьбы с обильными снегопадами, постоянными спутниками местных зим. Его мощный резец буквально вгрызался в толщу снега, заметавшего железнодорожное полотно. И после освобождения Южного Сахалина он долгое время успешно эксплуатировался на дороге.
- «Вадзима», как и другой японский довоенный снегоочиститель «Паровой ротор», - гордость нашего музея, - отмечает работник музея Юрий Просёлков (на фото слева). - Обе машины не один раз выручали сахалинских железнодорожников в экстремальных зимних условиях.
Среди экспонатов немало техники, произведённой в Японии и после 1945 года. К примеру, пассажирский вагон дизель-поезда «Киха-58» или грузоподъёмный кран «Сумитомо», прослуживший более сорока лет в восстановительном поезде станции Южно-Сахалинск.
Конечно, выставка не отражала бы всю историю железнодорожного транспорта на Сахалине без образцов отечественного машиностроения. Рядом растянулся целый поезд из пяти вагонов с тепловозом ТУ7-015, работавший на ещё более узкой колее - шириной всего 750 мм. Использовался такой подвижной состав на ныне исчезнувшей дороге Оха - Ноглики протяжённостью около 230 км. Узкоколейку построили в 1950-1960-е на севере Сахалина, когда там началась активная добыча углеводородов. До последнего времени она обеспечивала доставку грузов на промыслы и в посёлки нефтяников. Но лет пять назад владелец железнодорожной линии, посчитав дорогу нерентабельной, выставил её на торги. Новый же хозяин разобрал пути на металлолом, хотел и технику отдать на распил, но железнодорожники попросили сохранить для истории.
Хранитель раритетов Юрий Аркадьевич подолгу может рассказывать о каждом экспонате. Тем более о многих имеет представление не понаслышке, поскольку сам локомотивщик. Наездил тысячи километров по островной «железке» во всех направлениях - от Шахты до Ильинска, от Южно-Сахалинска до Холмска, от Корсакова и до самой северной островной станции Ноглики.
Более полувека назад пареньком пришёл он в паровозное депо станции Взморье. Начал с кочегара, затем обучился на помощника машиниста, машиниста. Освоил вождение всех видов локомотива, составлявших тогда основу парка островной магистрали. От японских и американских паровозов серии D-51 и Ш до бегающих и по сей день тепловозов ТГ-16 Людиновского завода. Доводилось водить и путейские самоходки.
Юрий Просёлков руководил локомотивными депо во Взморье, Тымовске, Южно-Сахалинске, а затем и службой локомотивного хозяйства Сахалинской дороги. После выхода на пенсию в 1995-м ещё восемь лет работал главным инспектором госинспекции по надзору на железнодорожном транспорте на СахЖД. В 2004-м - очередная веха: по просьбе начальника дороги возглавил только открывшийся музей истории островной магистрали.
Предложение было вполне логичным, поскольку без энтузиазма Юрия Аркадьевича в данном деле не обошлось. Музей пришлось создавать буквально на пустом месте. С двумя помощниками Просёлков сделал ремонт в отведённом помещении, оборудовал стенды и стеллажи, продумал тематику экспозиций.
Внутри музея также немало интересных свидетельств истории. Редкие чёрно-белые фотографии и документы, множество железнодорожных артефактов: керосиновая лампа обходчика пути, станционный колокол, кусок рельса, отлитого на одном из Демидовских заводов в 1911 году, письменный прибор последнего японского начальника железной дороги на Южном Сахалине. Перечислять можно долго. Некоторые раритеты приносили обычные люди.
В прошлом месяце Юрия Просёлкова вновь проводили на заслуженный отдых. Но он в свои 73 года продолжает работать в музее, встречает посетителей.
- Аудитория музея - в первую очередь юные железнодорожники с Малой железной дороги, затем курсанты дорожно-технической школы. Но приходят не только те, кто связан с железной дорогой, немало и молодёжи, и пенсионеров, и, конечно, приезжих, туристов, в том числе и иностранцев, чаще других - из Японии, - говорит он.
Железнодорожный музей упомянут во всех региональных туристических справочниках и путеводителях.
- К нам постоянно поступают предложения по организации экскурсий на исторические железнодорожные объекты острова, и в первую очередь от японцев, чьи родственники некогда работали на магистрали или проживали на территории Южного Сахалина в период Карафуто, - рассказывает директор туристического агентства «Би-Томо» Ирина Ли.
Кстати, в текущем году в Министерство транспорта от ОАО «РЖД» были поданы документы на присвоение статуса территориального музея-заповедника нескольким объектам транспортной инфраструктуры, принадлежащим различным филиалам компании. Среди них и железнодорожная линия Южно-Сахалинск - Холмск, построенная в 1920-х годах и сейчас не эксплуатируемая.
Павел Усов, соб. корр. «Гудка» Хабаровск