Опасный конвой
Фронт Великой Отечественной был и на Тихом океане
Во время Великой Отечественной войны было несколько транспортных схем, по которым в воюющий СССР доставлялась помощь союзников. Из них Тихоокеанский маршрут обеспечил по ленд-лизу около половины поставок.
Один из тех, кто помогал проводить суда с грузами для нужд фронта, - ветеран ДВЖД Виктор Сергеевич Иванушко.
В 1941 году он окончил ремесленное училище № 1 при Дальзаводе во Владивостоке. Началась война. Сначала Иванушко направили в артиллерийские мастерские Тихоокеанского флота, а в начале 1942-го восемнадцатилетнего парня призвали в армию.
Сперва он попал в школу сержантов в Хабаровске, но через полмесяца вернулся во Владивосток, точнее, на остров Русский. Там его определили в учебный отряд - осваивать специальность артиллериста-дальномерщика.
Русский являл собой мощный укрепрайон, закрывающий Владивосток от возможного нападения противника. Ещё в начале XX века, в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство фортификационных сооружений. В 1930-е было принято решение усилить оборонительный комплекс. В районе бухты Новик, выходящей в открытое море, возвели 305-миллиметровую артиллерийскую батарею, вооружив её двумя трёхорудийными бронебашенными установками. Столь мощные орудия были грозой для вражеских кораблей.
В августе 1942-го после «учебки» Виктора Иванушко отправили на сторожевой корабль «Зарница» с командой из 120 человек. Его задачей было сопровождение от Курильских островов до порта Владивосток гражданских судов, которые везли грузы из США по ленд-лизовскому соглашению. Путь был не из лёгких - Охотское море, через которое он пролегал, весьма сурово. Маршрут был опасен и тем, что приходилось идти через японские территориальные воды, ведь Курилы и Южный Сахалин тогда занимали японцы.
Хотя после вооружённого конфликта на Хасане и Халхин-Голе Япония заключила с СССР перемирие (в дальнейшем стороны подписали пакт о нейтралитете), она вела активные боевые действия с американцами. По этой причине ленд-лизовские грузы везли суда под советским флагом. Но и наши гражданские корабли японцы останавливали, досматривали, нередко арестовывали, а бывало и топили. Поэтому приходилось силами Тихоокеанского флота оберегать караваны.
- Транспортные суда доставляли из Америки в нашу страну вооружение, технику, продовольственные товары, которые необходимы были для победы. Весь маршрут от порта Владивосток был заминирован, и для того, чтобы прошли гражданские корабли, военные суда-сопроводители должны были вначале бомбить фарватер глубоководными бомбами, только после этого все проходили, - рассказывает ветеран.
- Несколько раз, - продолжает Виктор Сергеевич, -вражеские самолёты пытались атаковать наш конвой с воздуха, но мы тут же открывали по ним огонь, показывая, что русский солдат не дремлет.
В один из таких боев только благодаря случайности «Зарница» не пострадала.
И всё же Иванушко просился на действующий фронт. В 1943-м он написал рапорт командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Юмашеву, чтобы его направили на передовую под Сталинград. Ответ был лаконичен: здесь вы нужнее, здесь тоже фронт.
Помощь союзников действительно была необходима Красной армии в борьбе с фашизмом. С ноября 1941 года до окончания войны из Америки в СССР по ленд-лизу поступило около 14,8 тыс. самолётов, свыше 7 тыс. танков, 8,2 тыс. зенитных орудий. Кроме военной техники, союзники направляли авиационное топливо, автомобили, мотоциклы, продовольствие и многое другое. Большая часть грузопотока шла сначала морем, а затем - по Транссибу. За годы войны Дальневосточная железная дорога отправила почти 8 млн тонн ленд-лизовских грузов.
В этом есть заслуга и матроса Иванушко, участвовавшего в сопровождении гражданских судов до самого разгрома фашистской Германии.
Впрочем, на долю Виктора Сергеевича ещё выпали непростые испытания.
В августе 1945-го Советский Союз объявил войну Японии. Соединение боевых кораблей, в числе которых была и «Зарница», освобождало Северную Корею.
По приказу командующего 1-м Дальневосточным фронтом Кирилла Мерецкова, тихоокеанцы должны были овладеть основными северокорейскими портами, тем самым отсечь находившиеся в глубине полуострова военные части японцев от морского побережья.
Порт Расин на тот момент был одной из лучших военно-морских баз в Северной Корее. Помимо стратегического расположения, его связывала с Маньчжурией железная дорога. Утром 12 августа передовой отряд советских автоматчиков занял причальные линии.
- Наша задача была поддерживать огнём высадку десанта, подавляя огневые точки японцев. 13 августа в Расин вошли части 393-й дивизии, которые совместно с морскими пехотинцами полностью очистили от противника город.
Предстояло овладеть и другой, не менее крупной военно-морской базой, а также промышленным центром Северной Кореи Сейсином. Японцы рассчитывали на длительную оборону. Каждое здание в городе было превращено в крепость, даже окружающие Сейсин сопки противник задействовал под обстрел советских позиций.
Четыре дня и ночи длились тяжёлые бои за этот порт, в котором моряки проявляли храбрость и мужество. Не выдержав натиска, Сейсин пал, а вскоре капитулировала и сама Япония.
После окончания войны Виктор Иванушко демобилизовался, а в начале 1951 года был принят на работу в Пятую дистанцию сигнализации и связи радиомехаником. Так он стал железнодорожником. Впоследствии Иванушко назначили на должность старшего электромеханика дистанции, на которой тот и проработал до ухода на пенсию.
Павел Усов,
соб. корр. «Гудка» Хабаровск