Сапсанова доля
В начале любого дела всегда есть проблемы, которые решаются со временем
в конце июля исполняется год с того момента, как из моего родного Нижнего Новгорода впервые отправился «Сапсан» с пассажирами. я был в числе первых десяти машинистов, которые открывали высокоскоростное движение в России в 2009 году, а потом привели самый современный поезд в Нижний Новгород.
Мы гордимся, что водим «Сапсаны», ведь таких машинистов в стране пока меньше, чем космонавтов.
Но не всё так уж гладко. Весь комплекс высокоскоростного движения сосредоточен сейчас на Октябрьской дороге. Я тоже стал её штатным сотрудником. В родном депо Горький-Московский, где проработал более двадцати лет, порой приходится слышать, что стал изменником. Есть и завистники. Не привык считать деньги в чужом кошельке, но, вероятно, у нас заработная плата несколько выше, чем у машинистов пригородного движения. В свой адрес слышал высказывания: мол, для нас созданы особые условия, удобные графики движения, благоприятные режимы труда и отдыха, создающие неудобства в работе других локомотивных бригад. Возможно, те, кто так считает, отчасти правы. Но ведь идёт отработка и притирка всех хозяйств в новых условиях, а это - процесс болезненный. Со временем всё встанет на свои места.
В какой-то степени «Сапсаны» подчеркнули расслоение общества. Проезд в них не самый дешёвый, его могут себе позволить люди с определённым достатком. Но под «Сапсан» на некоторых участках изменён график пригородных поездов, и местным пассажирам стало неудобно добираться на работу, на учёбу, на дачу. Водители выражают недовольство, когда перед прохождением высокоскоростного электропоезда заблаговременно перекрывают переезды. Что самое чудовищное, «отморозки» кидали в «Сапсан» камни, случались и другие акты вандализма, которые создавали угрозу безопасности движения и жизни пассажиров.
Было бы идеальным выходом разделить железнодорожный и автомобильный транспорт по вертикали. Но строительство путепроводов - дело дорогое и трудоёмкое. Со временем, наверное, их будет больше, особенно на скоростных участках. Один год - слишком маленький срок для такого масштабного проекта.
Очень многое предстоит освоить впервые. К примеру, у «Сапсана» уже иные технологии обслуживания и ремонта, другой уровень комфорта и обслуживания пассажиров, отличается и система обеспечения безопасности движения. Но европейский опыт не всегда подходит для наших условий. Зачастую приходится идти путём проб и ошибок.
Я узнал, что на участке Санкт-Петербург - Москва есть места, где нашему красавцу-поезду уже придумали обидные клички. Кстати, могу предположить, что там немало людей ходят по путям. Я водил экспрессы Нижний Новгород - Казань и Нижний Новгород - Владимир. И постоянно наблюдал людей, шагающих по путям. Зачастую они даже недовольство нам выказывают: дескать, разъездились тут на поездах, пройти мешают. Случается и такое, что кто-то гибнет под колёсами, а его родственники пытаются в чём-то обвинить железнодорожников. Разумнее обратиться к местным властям, к своим депутатам с просьбой построить дорогу параллельно путям. Тогда и у машинистов станет меньше стрессовых ситуаций, и прозвища нашим поездам давать не будут. А жертв станет значительно меньше.
Уверен, высокоскоростное движение при наших просторах - необходимость. Но сегодня дать ему объективную оценку очень сложно. Ведь когда-то строительство железных дорог далеко не все приняли восторженно. Но прошло полвека, и без поездов нашу страну уже невозможно было представить.
Сергей Кургузов, машинист нижегородского пункта оборота и экипировки поездов