Как, на ваш взгляд, можно победить вандализм на железной дороге?
Людмила Нефедьева, начальник станции Ветлужская:
- Прежде наша станция страдала от вандализма. У нас небольшой рабочий посёлок, кто-то пересаживается - тут и автостанция есть рядом. Три года назад Ветлужскую решено было привести в образцовое технологическое и эстетическое состояние - на нашей дороге это означает присвоение статуса эталонного объекта. Реконструировали вокзальное здание, прилегающую территорию. Получилось самое красивое место в посёлке. И мы очень боялись, что в первые же дни многое может быть погромлено. И представьте - ничего подобного! Фонари, скамейки целы. Вот так люди отреагировали на то, что стало красиво и чисто. Может, именно так и бороться?
Алексей Покидько, и.о. заместителя начальника Центра оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики Московской дороги:
- Ставить в каждом вагоне охранника с автоматом, который будет шугать вандалов, неэффективно. Надо придумывать другие способы. Например, направлять энергию молодёжи в позитивное русло. Вот в прошлом году мы договорились с легальными граффитистами и отдали им разрисовать стену рядом с Казанским вокзалом, предварительно получив разрешение у начальника МЖД. Я тогда полностью вник в эту субкультуру. Узнал, что граффитисты делятся на бомберов и лай-теров. Первым лишь бы нагадить, другие занимаются искусством. И студия «Саботаж» показала, что рисовать на заборах легально - красиво и безопасно. Правда, по последней информации, правительство Москвы хочет запретить любые настенные рисунки. Поэтому в этом году такую акцию мы не проводили.
Дмитрий Дзюбенко, директор филиала зао «Железнодорожное рекламное агентство лайса» (Ростов-на-Дону):
- По роду своей деятельности мне приходится регулярно сталкиваться с деятельностью вандалов. Постоянно срывается, портится реклама в электропоездах. Эта проблема обострилась в последнее время. Особенно огорчает, что в летний сезон, когда спрос на рекламные возможности электропоездов достигает своего пика, действия вандалов сводят на нет наши усилия. В результате мы теряем клиентов, несём убытки, причём не столько мы, сколько ОАО «РЖД».
Своими силами нам недавно удалось поймать вандала на месте преступления, но так как у нас нет необходимых полномочий, мы ограничились устным внушением. Для предотвращения подобных действий надо проводить регулярные совместные рейды с сотрудниками полиции и пойманных вандалов привлекать к ответственности. Возможно, эту ответственность стоит ужесточить.
Александр Непомнящий, оператор дефектоскопной тележки дубининской дистанции пути:
- Конечно, можно оградить всю железнодорожную магистраль забором, повесить на каждом столбе видеокамеры и поставить возле каждой скамейки «человека с ружьём». Но это миллионные затраты. Нужно и в школах, и в семье родителям чаще общаться со своими детьми и объяснять им, что такая «маленькая шалость», как разрисовать вагон «смешными» граффити - это большой шаг к преступлению. За это уже можно понести и уголовную ответственность.
А то, что ты подложил на рельсы посторонний предмет или украл кабель из устройства связи, то это почти не отличается от действий террористов, поскольку тоже ставит под угрозу жизнь и безопасность пассажиров.
Александр Клюев, заместитель начальНИКА по кадрам и социальным вопросам Болотнинской дистанции пути:
- Одной транспортной полиции справиться с вандалами затруднительно. Тут нужны усилия всех железнодорожников. А особенно я бы рассчитывал на помощь локомотивных бригад, которые, как говорится, на острие эксплуатационного процесса.
На Западно-Сибирской дороге когда-то особенно страдало южное направление от Новосибирска до Черепанова. Молодняк не только активно портил сигнализацию, автоматику, но и регулярно обстреливал камнями проходящие поезда. Случалось, что булыжники влетали и в кабину локомотива, а это уже далеко выходило за рамки дозволенного. Были приняты кардинальные меры. Зло практически удалось искоренить не только с помощью милицейских засад и облав, но и по оперативным сообщениям машинистов - о месте, количестве и приметах нападавших.