На Турксибе
80 лет назад введена в постоянную эксплуатацию Туркестано-Сибирская магистраль
Железная дорога Семипалатинск – Луговая (1452 км) соединила хлопководческую Среднюю Азию с хлеборобной Сибирью короткой транспортной связью. Первые её изыскания были проведены ещё в 1906–1907 годах. Для уточнения трассы в 1926-м начали проводить предпроектные изыскания, после чего через год, в мае, началось строительство – с севера и с юга.
Сразу отметим, это была первая железная дорога такого масштаба для новой советской власти. Поэтому здесь применили и новые технологии индустриального возведения, и новую строительную технику. Во главе строительства были поставлены крупные организаторы и опытные инженеры. Расскажем о некоторых из них.
Начальником строительства Турксиба назначили Владимира Сергеевича Шатова. Он учился в Киевском политехническом институте, со второго курса которого перешёл в Коммерческое училище и успешно окончил его. Занимался революционной деятельностью, эмигрировал в США. Вернувшись в Петроград в дни Февральской революции, Шатов примкнул к большевикам и вскоре стал членом Петроградского ВРК. В 1919 году ему доверили дивизию красноармейцев, которая сыграла главную роль в разгроме войск генерала Юденича. Затем до 1921-го он был военным министром и министром путей сообщения в правительстве Дальневосточной республики.
Во время стройки Турксиба Шатов лично объезжал всю трассу, особое внимание уделяя строительству мостов через реки. Он настоял на введении хозрасчёта на стройке, благодаря чему на Турксибе развернулось социалистическое соревнование, издав приказ об образовании особой службы. Начальником её назначил М. Тынышпаева – выпускника ИИПСа 1906 года, талантливого казахского деятеля.
На северном участке дороги отличился другой выпускник ИИПСа – 1913 года – Дмитрий Дмитриевич Бизюкин. Первые шаги инженера он начал на Петербургском узле. Позже работал на различных дорогах: Мурманск, Камышин, Орёл. Понятно, что весь этот накопленный опыт пригодился ему на Турксибе. Однако отсутствие квалифицированных кадров, сложности рельефа, резко континентальный климат заставляли Бизюкина принимать неординарные решения. Так, он строил фильтрующие насыпи взамен искусственных сооружений, производил взрывы скальных пород, что значительно ускоряло прокладку дороги.
На этом же участке занимались изысканиями тогда ещё студенты ЛИИПСа Ю. Лиманов и
К. Протасов. Там же они проектировали и строили мосты (например, через реку Илю).
И именно на участке инженера Бизюкина 25 апреля 1930 года сомкнулись северная и южная части Турксиба. Почётное право забить «серебряный» костыль на станции Айна-Булак предоставили начальнику строительства
В. Шатову и самому авторитетному инженеру стройки Д. Бизюкину. Кстати, это событие отображено в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок».
По-разному сложились судьбы строителей. В. Шатов в 1932–1936 годах занимал должности заместителя наркома путей сообщения, начальника Главжелдорстроя, построил ещё ряд дорог. Но в 1937-м был арестован и приговорён к длительному сроку заключения, а в 1943 году расстрелян. Д. Бизюкин работал в ЦНИС НКПС (ныне
ВНИИЖТ), а с 1934-го до самой смерти возглавлял кафедру «Строительное производство» в ЛИИЖТе, много лет был проректором вуза. Профессорами и заслуженными деятелями науки и техники РСФСР стали Ю. Лиманов и К. Протасов.
Леонид Коренев,
Почётный железнодорожник
"Октябрьская магистраль" -
oktmag.ru