Виктор СНИТКОВСКИЙ (Бостон)
БАЙКОНУР МНИМЫЙ И НАСТОЯЩИЙ,ИЛИ ОТКУДА РОДОМ "КУЗЬКИНА МАТЬ"
На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее "космодром" на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, "чтоб никто не догадался", этот настоящий космодром имел кодовое название "Тайга". А жилой город получил вполне официальное название Ленинск. Место для реального космодрома было выбрано из трех вариантов - Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского (сейчас Россия вынуждена возвращаться к Дальневосточному варианту, хотя денег для этого нет). Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.
Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен - более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Но для людей климат ужасный. Летом жара до 45 градусов по Цельсию, зимой мороз до 40 градусов. Летом песчаные суховеи, зимой снежные бураны. Грунты засоленные, подземные воды агрессивные. Трубы и электрические кабели, уложенные в грунт, через 3-4 года, а иногда и через год, выходят из строя из-за коррозии. После обмеления Сырдарьи в конце 80-х годов космодром, жилые районы и зеленые насаждения не получали нужного количества воды, несмотря на большой водозабор из артезианских скважин. По засоленности и бактериальной зараженности вода в районе космодрома никогда не удовлетворяла требованиям санитарных норм. Обилие ядовитых змей, каракуртов, скорпионов, фаланг и тучи комаров дополняют общее впечатление к постоянному напряжению от эпидемиологической опасности заболеваний холерой и чумой. Бич местного и пришлого населения - тысячи сусликов и тушканчиков - разносчики этих опасных заболеваний. Кроме того, требовался постоянный санитарный контроль в связи с близостью лепрозория. Малоизученная до сих пор проказа имеет скрытый период течения, порой до 25 лет. Но главным опустошительным бедствием в районе космодрома стал гепатит. Большинство населения, особенно молодежь и дети, переболели этой тяжелой по своим последствиям болезнью. Иногда из строя выходили целые роты.
Космодром начинали строить практически на пустом месте - ни рабочей силы, ни базы стройиндустрии, ни источников электроэнергии там не существовало. Параллельно рос и город Ленинск, основанный 5 мая 1955 года. Для немногочисленных жителей Тюра-Тама он был закрыт. В период расцвета космических программ население Ленинска, включая военнослужащих, достигало 150 тысяч человек. Большая часть жилья в городе являет собой "хрущёбы", не приспособленные для летней жары и зимних холодов. Водопроводные и канализационные сети, рассчитанные и построенные на 15 тысяч жителей, не в состоянии удовлетворить требования сегодняшнего Ленинска.
Типично советским было и развитие железнодорожного узла Тюра-Там. Население там медленно увеличивалось за счет обслуги вновь создаваемого железнодорожного узла. Ленинск был закрыт для всех посторонних, включая местных жителей. Пробиться в город к заповедным прилавкам магазинов им было невозможно. Но из Ленинска стали выносить дефицит и продавать его в Тюра-Таме, и тот расцвел на перепродаже дефицита в другие районы.
Электроэнергию космодром получает от собственной ТЭЦ, а также ГРЭС Среднеазиатской энергосистемы в Кзыл-Орде (Южэнерго) и источников Единой энергосистемы бывшего СССР в Джезказгане (Карагандаэнерго). Внешние энергосистемы не синхронизованы до сих пор, и при переключении энергопитания с одной системы на другую высоковольтные выключатели часто взрываются из-за различных потенциалов на контактах. Собственная ТЭЦ не может удовлетворить потребности жилых массивов в горячей воде. От строительства атомной электростанции руководство космодрома сумело в свое время отбиться. Большие проблемы существуют для производств, связанных с системой Южэнерго и Карагандаэнерго. Почти ежедневные перерывы в энергопитании или падения напряжения в этих системах более чем на 30% и ныне приводят к остановкам оборудования, включая непрерывные производства. Так, азотно-кислородный завод, производящий 6 тонн жидкого кислорода в час и 7,2 тонны в час жидкого азота, после каждого сбоя в подаче напряжения прекращает работу. Аварийные переходные процессы вызывают поломки оборудования. Очередной запуск оборудования и выход на производство жидких газов требует по технологическим причинам 12 часов. Беды, связанные с энергетикой, можно перечислять часами.
В 60-е годы Ленинск активно озеленяли. Но системы полива и, что особенно важно, системы дренажа не создали. Поэтому, когда корни деревьев достигли засоленного слоя грунта, деревья умерли. И в конце 70-х годов некоторые улицы города и "Солдатский" парк превратились в унылые пустыри. Однако, часть уличных насаждений удалось сохранить или возобновить, благодаря вниманию городских властей и жителей. В "Солдатском" парке, где исчезли все деревья, стоит памятник 54 солдатам и офицерам, погибшим 24 октября 1960 года и памятник 6 офицерам и солдатам, погибшим в ноябре 1963 года. Есть памятники и другим жертвам.
В 80-е годы Ленинск открыли для работы казахскому населению из Тюра-Тама, и город стал подвергаться нашествиям вандалов и грабителей. Довершила разгром Ленинска передача его в 1989 году местным казахстанским властям. Город превратился в кладбище мертвых деревьев. Развитие националистических настроений в союзных республиках аукнулось в Ленинске созданием национальных солдатских банд. Если раньше вечером и ночью в городе было абсолютно безопасно, то с 1989 года Ленинск превратился в интернациональный бандитский заповедник. Чеченцы требовали у руководства космодрома, чтобы их не заставляли мыть полы, но резали своих сослуживцев без особых проблем. Украинские сержанты полагали, что им можно отбирать деньги у "чурок". И драки, драки... - "нерусские" били "русских" и наоборот. Слишком много стройбатов для одного гарнизона!
Вот описание последнего дня моей командировки в Ленинск летом 1990 года:
"К 12 часам дня еду с представителем Генштаба Львом Рубашкиным на совещание к командиру полка военных строителей. Заходим в штаб полка. Встречает нас дежурный по части и докладывает, что командира полка нет из-за "смертельного" ЧП - сержант заставил молодого солдата работать в канализационном колодце без противогаза и тот задохнулся. Возвращаемся в нашу гостиницу для сотрудников программы "Молния" к спасительным кондиционерам. К двум часам дня едем с генштабистом на завод, где я и начальник завода должны подписать протоколы и графики работ, курируемые Генштабом. По пути, около комендатуры, грохочет толпа солдат-грузин. Они требуют выдать им "того хохла" из комендатуры, который забил прикладом автомата насмерть их земляка. Переговоры с бунтовщиками ведет офицер. Он обещает грузинам наказать "того хохла"-сверхсрочника за вымогательство денег у молодого грузина, а остальное, де, получилось случайно. Вышедший из машины москвич-генштабист обещает солдатам дать указание судить всех виновных, и мы поспешно уезжаем на завод. В кабинете начальника завода подписываем протоколы взаимных обязательств и графики работ по проекту реконструкции. Реконструкция разрушающихся зданий и замена оборудования обусловлена работой солдат, которым на все наплевать и аналогичным отношением офицеров, которые в последние годы бегут из Ленинска. Вечером меня и проектировщика из Алма-Аты В.Капранчикова отвозят в район ж/д вокзала поближе к прицепному вагону, в котором мы будем ехать. Это была ошибка - к вагону нужно было идти , когда подойдет поезд, вместе со всеми пассажирами из здания вокзала - так безопасней. Через несколько минут мы были уже в "компании" молодых аборигенов-грабителей. К счастью, нас выручил армейский патруль".
С середины 1990 года в Ленинск стали приезжать представители национальных "фронтов" союзных республик и убеждали солдат бежать на "свою родину". Апогея это движение достигло в феврале 1992 года, когда началось массовое бегство солдат из Казахстана, которые составляли большинство солдатской массы космодрома. Убегая, они сжигали казармы и штабы своих частей.
Сейчас на космодроме, который Россия арендует у Казахстана, офицеры из России, а солдаты - граждане многонационального Казахстана - казахи, русские, украинцы, чеченцы, немцы. Грабежи на улицах и драки между солдатами по национальному признаку сохранились с советских времен.
Но вернемся к 1955 году. 12 февраля ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Фактически его начал формировать в апреле назначенный начальником космодрома генерал-лейтенант А.И.Нестеренко. Это был кадровый офицер, прошедший КВЖД и всю Отечественную войну. Перед назначением на космодром он был начальником реактивного факультета в Военно-инженерной академии им. Дзержинского. В этом же году под командованием полковника Г.М.Шубникова первые стройбаты приступили к земляным работам для будущего космодрома. Жили в палатках и землянках. Ели пищу из походных кухонь и пили неочищенную воду, которую привозили водовозками из Сырдарьи. Свирепствовали желудочно-кишечные заболевания. В конце 1955 года космодром был сформирован из 20 частей и отдельных подразделений общей численностью 1900 военных и 664 вольнонаемных служащих и рабочих. Численность же стройбатовцев доходила до 20 тысяч. Первым главным инженером космодрома стал подполковник А.П.Метелкин, заместителем по опытно-испытательским работам - подполковник А.И.Носов, заместителем по научно-исследовательской работе - подполковник А.А.Васильев. Замполит и зам по тылу были, естественно, полковниками.
К маю 1957 года все основные элементы инфраструктуры космодрома (ныне "Центр" космодрома) были готовы к эксплуатации. За полтора года был возведен стартовый комплекс "Площадки #2", впоследствии названный "Гагаринским стартом". Сегодня космодром Байконур занимает участок земли размером примерно в 10 тыс. кв. км. В состав хозяйства космодрома входят полигонные измерительные пункты и 9 измерительных пунктов, расположенных вдоль трасс полета ракет-носителей, длиной по 1500 км. К ведению космодрома относятся районы падения отработавших ступеней общей площадью 4,8 млн. га, выведенных из пользования в народном хозяйстве. Сейчас на космодроме 9 стартовых комплексов с 14 пусковыми установками для предстартовой подготовки и запуска ракет в космос, 34 технических комплекса для сборки, испытаний и подготовки к пуску ракет, 3 заправочных станции, ТЭЦ, крупнейший в мире завод по производству криогенных продуктов, крупные узлы связи и т.д. Имеются два аэродрома - аэропорт 1-го класса "Крайний", пригодный для всех типов современных самолетов и внеклассный аэродром для программы "Энергия-Буран", 1200 км шоссейных дорог и более 500 км железных дорог. Всего с космодрома Байконур было запущено свыше двух тысяч баллистических ракет и свыше тысячи ракет отправлено в космос. В состав космодрома входят: центр, левый и правый фланг и поля падения.
...
Полностью:
http://www.vestnik.com/issues/97/0930/win/snitkov.htm
http://www.vestnik.com/issues/97/1014/win/snitkov.htm
PS Один из отзывов на публикацию:
То, что статья недобрая - это полбеды. Но обилие ошибок вызывает большое сомнение в компетенции автора. Особо порадовала Н-1, извивающаяся как ивовый прут над гагаринским стартом и "Буран" в варианте "Скиф ДМ", канувший в Тихий океан. - Хл.