СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть
Это сообщение показано отдельно, перейти в тему, где размещено сообщение: [04-2014] Слово о нашем учителе
Старый 11.08.2015, 18:46   #1 (ссылка)
V.I.P.
 
Аватар для poster333

Регистрация: 14.05.2015
Сообщений: 255
Поблагодарил: 0 раз(а)
Поблагодарили 8 раз(а)
Фотоальбомы: не добавлял
Репутация: 0

Тема: [04-2014] Слово о нашем учителе


Слово о нашем учителе

К 110-летию со дня рождения Константина Густавовича Марквардта


Константин Густавович Марквардт родился 23 февраля 1904 г. в семье давным-давно обрусевших немцев-колонистов. Из рассказов Константина Густавовича мы знали, что его отец Густав Эрдманович Марквардт был музыкантом в оркестре Большого театра, и одно время даже дирижировал оркестром. Тем не менее, все его четыре сына выбрали другую стезю — электротехнику, и весьма успешно в этой области работали.

Старший сын, Евгений, был профессором, признанным специалистом в области трансформаторостроения. Наши учителя Константин и Георгий Густавовичи стали известными учеными в области электроснабжения электрических железных дорог, а младший, Валентин, преуспевал на городском электрическом транспорте.

Из рассказов Константина Густавовича мы также знали, что его первое знакомство с электрификацией железных дорог состоялось в 1929 г., в период работы электромонтером контактной сети на первом электрифицируемом участке Москва — Мытищи тогдашней Северной железной дороги. Быть электромонтером контактной сети ему очень понравилось, однако захотелось большего — научиться проектировать контактную сеть. И тогда по совету старших товарищей он поступил на электротехнический факультет Московского высшего технического училища им. Баумана, который и окончил по специальности «Электрификация железных дорог и городского транспорта». Вскоре после этого он был приглашен на преподавательскую работу в Московский энергетический институт, где и защитил свои кандидатскую и докторскую диссертации.

Его докторская диссертация была посвящена разработке метода расчета систем тягового электроснабжения (СТЭ) электрифицированных железных дорог. Суть этого метода заключалась в том, что позволяла рассчитать необходимые параметры СТЭ, а именно — мощность тяговых подстанций и сечение контактных проводов, способных обеспечить надежное питание электрических поездов с учетом их вероятностных сгущений по времени, происходящих по какой-либо причине из-за нарушения графика движения поездов. (Метод описан в многочисленных статьях Константина Густавовича и в его учебнике «Энергоснабжение электрических железных дорог», изданного в 1958 г. и переизданного в 1965 г., а также в учебнике «Электроснабжение электрифицированных железных дорог», изданного в 1982 г.)

До работ Константина Густавовича его предшественники занимались разработкой методов расчета СТЭ по так называемым средним размерам движения. Критикуя такой подход, Константин Густавович образно говорил, что рассчитывать параметры СТЭ по средним размерам движения все равно, что судить о состоянии больных в палате по их средней температуре.

Метод К.Г. Марквардта очень скоро нашел сторонников в проектных организациях МПС. Его формулами охотно пользовались и в головном проектном институте «Трансэлектропроект» (г. Москва), и в институте «Сибгипротранс» (г. Новосибирск), и в институте «Киевгипротранс» (г. Киев) и др. Можем смело утверждать, что вся послевоенная интенсивная электрификация железных дорог рассчитана по формулам Константина Густавовича.

В 1947 г. К.Г. Марквардт переходит на работу в Московский электромеханический институт инженеров транспорта (МЭМИИТ), ставший затем частью МИИТа. Здесь он организует кафедру «Энергоснабжение электрических железных дорог» и сразу же начинает интенсивные работы по созданию и оснастке учебных лабораторий кафедры соответствующим оборудованием. Считаясь с заслугами Константина Густавовича в электрификации железных дорог, Главное управление электрификации и энергетического хозяйства МПС (ЦЭ МПС) по его ходатайству принимает решение, неукоснительно затем выполнявшееся, согласно которому все первые, прошедшие заводские и эксплуатационные испытания образцы новой техники, заказывавшиеся МПС для оснащения электрифицируемых железных дорог (быстродействующие фидерные выключатели постоянного тока, ртутные выпрямители, игнитроны, ячейки распределительных устройств тяговых подстанций 3,3 кВ постоянного и 10 кВ переменного тока и др.) поставлялись в лаборатории кафедры, где тотчас же монтировались, включались в работу и использовались при проведении студенческих лабораторных работ.

Под руководством Константина Густавовича кафедра интенсивно участвует в разработке новой техники для электрических железных дорог и метрополитенов. В силу значимости этих работ для эксплуатационных нужд электрических железных дорог, тогдашний руководитель ЦЭ МПС Сергей Михайлович Сердинов организует при кафедре постояннодействующую, финансируемую МПС, специализированную научно-исследовательскую лабораторию, годовые планы которой разрабатывались и согласовывались с руководством ЦЭ МПС.

В этой лаборатории решались важные на тот момент проблемы. Велась, и весьма успешно, разработка максимально-импульсной защиты контактной сети от «малых» токов короткого замыкания, действующими образцами которой в то время были массово защищены Киевский железнодорожный узел и его пригородные участки тогдашней Юго-Западной дороги.

В настоящее время максимально-импульсная защита является основной защитой микропроцессорного фидерного терминала ЦЗАФ-3,3 (ИнТер), разработанного сотрудниками нашей кафедры и серийно выпускаемого ООО НИИЭФА-ЭНЕРГО (г. Санкт-Петербург). Сейчас микропроцессорными терминалами ЦЗАФ-3,3 (ИнТер) оборудовано более 1200 фидеров контактной сети дорог постоянного тока.

В этой же лаборатории кафедры была решена и другая важная проблема — использование токов рекуперации для надежного торможения электроподвижного состава на затяжных спусках Западно-Сибирской дороги, и ряд других важных для эксплуатации задач.

Естественно, что решение указанных задач и внедрение их результатов на железных дорогах страны сопровождались защитой кандидатских и докторских диссертаций, основные положения которых затем вошли в учебники, учебные пособия и научные издания, написанные сотрудниками нашей сегодняшней кафедры, родственных кафедр других вузов, проектных и научно-исследовательских институтов. Поэтому неслучайно, что многие преподаватели транспортных и иных вузов Российской Федерации и бывших республик СССР считают себя непосредственно или опосредованно учениками Константина Густавовича Марквардта.

В течение всей своей жизни профессор К.Г. Марквардт вел большую научно-общественную работу. В семидесятые годы он был членом Научного совета по проблемам энергетики и электрификации Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР.

В методическом плане «хобби» Константина Густавовича являлась разработка научной концепции преподавания в высшей школе. В связи с этим он был членом общественного совета при Министерстве образования СССР, где как раз курировал эти вопросы. В частности, он считал, что на первых курсах технических высших школ обязательно должна преподаваться дисциплина под названием «Введение в специальность». В ней, в достаточно популярной форме, должны излагаться вопросы устройства структур систем управления, в которых выпускнику придется работать, назначение и принцип действия основного оборудования, которое ему придется эксплуатировать.

Именно поэтому по рекомендациям Константина Густавовича в 1993 г. для студентов специальностей 17.09.06 «Локомотивы (электровозы и электропоезда)», 10.04 «Электроснабжение железнодорожного транспорта» и 18.07 «Электрический транспорт» был написан и издан учебник по дисциплине «Введение в специальность» под названием «Электрические железные дороги» под редакцией профессоров А.В. Плакса и В.Н. Пупынина.

Говорят, что короля играет свита. Считаем, что это более чем так, особенно если свиту набирает сам король! Какая же «свита» окружала Константина Густавовича?

Прежде всего надо сказать, что его свита всегда состояла из людей дела, причем, бесконечно увлеченных своими занятиями. Это были и люди, более склонные к преподавательской работе, и люди, предпочитавшие заниматься научными исследованиями, и люди, увлеченные и тем, и другим.

Следует упомянуть, что в те далекие времена сотрудники руководящего состава МПС автоматически увольнялись и отправлялись на пенсию по достижению 60-летия. И эти люди, прекрасные практики и знатоки своего дела, не чурались возможности прийти работать на кафедру к Константину Густавовичу. Так, с должности первого заместителя ЦЭ МПС в 1958 г. пришел на кафедру (влился в свиту Константина Густавовича!) Иван Степанович Сальников, человек, внесший огромный вклад в выполнение первых планов электрификации железных дорог, в восстановление разрушенных и демонтированных в годы Отечественной войны устройств СТЭ, в широкое внедрение механизации при сооружении контактной сети и монтаже тяговых подстанций. На кафедре он читал спецкурс «Экономика электрификации».

В течение длительного времени регулярно приезжал прочитать курс лекций по проблемам электрификации железных дорог для студентов-электрификаторов и сам Сергей Михайлович Сердинов — начальник ЦЭ МПС с 1959 по 1980 гг., под началом которого была электрифицирована основная часть (более 70 %) железных дорог СССР.

Итак, подводя черту уже сказанному, будем считать, что о науке, которой Константин Густавович посвятил свою жизнь, о его человеческом окружении сказано уже достаточно. Теперь необходимо сказать о внешности и человеческих качествах самого К.Г. Марквардта.

Внешне Константин Густавович был довольно крупного телосложения, имел весьма спортивный вид. Люди, которые знали его в молодости задолго до нашего с ним знакомства, говорили, что в молодые годы он увлекался боксом, в котором признавался завидным бойцом. Генетически, очевидно от отца, он имел хороший слух
и обладал приятным баритоном. Был человеком довольно покладистым и, например, никогда не отказывался, если его просили об этом, спеть пару-тройку романсов на студенческих вечерах МИИТа в нашем Доме культуры. Надо сказать, что его исполнение всегда заканчивалось бурными аплодисментами.

У Константина Густавовича была дочка, Ирина Константиновна, известная арфистка оркестра Большого театра, которая также, если ее просили об этом через Константина Густавовича, на студенческих вечерах безвозмездно исполняла несколько музыкальных пьес на арфе.

Отношение Константина Густавовича к земным делам нагляднейшим образом раскрывается в его кредо, которое он довольно часто повторял. «Дело, которым ты занимаешься, — говорил он, — надо любить. Желательно, чтобы рабочий коллектив, частью которого ты станешь, состоял из людей, близких тебе по духу. Ведь в жизни по работе бывают очень тяжелые дни. Но как прекрасно, когда после такого тяжелого дня ты можешь вечером сказать себе: ничего страшного! Завтра утром приду на работу, повидаюсь с NN и SP, обговорю с ними суть моих неурядиц, и все наверняка станет на свои места. Поэтому, — говорил Константин Густавович, — я многократно повторяю студентам: нужно выбирать себе работу по нраву, работу, которая тобой любима, потому что каждый день приходить на работу и отбывать на ней день за днем драгоценное время жизни даже ради самых больших денег много хуже, чем жить с нелюбимой женой (мужем)!»

Таким был наш учитель, профессор Константин Густавович Марквардт.

Добрая память о нем будет с нами до конца нашей жизни!

М.П. БАДЁР,
профессор, заведующий кафедрой
«Электроэнергетика транспорта» МИИТа,
В.Н. ПУПЫНИН,
почетный профессор МИИТа,
кафедра «Электроэнергетика транспорта»
poster333 вне форума   Цитировать 0
 Нажмите здесь, чтобы написать комментарий к этому сообщению  
 

Яндекс.Метрика