Вопреки здравому смыслу (о наездах на переездах)
Мы возвращались с рыбалки. Позади остались триста с лишним километров Минского шоссе. Заметно подмораживало, и наш водитель, таксист с двадцатилетним стажем, сбросил скорость до сотни, уступая крайнюю левую полосу нетерпеливым наездникам.
— Пусть летят, — произнес он миролюбиво. — Больше двадцати минут не выгодают, если вообще доедут. Корка-то какая под колесами...
А вскоре нашим глазам предстала печальная картина. Возле нескольких столкнувшихся машин суетились водители и офицеры ГИБДД. Кого-то санитары укладывали на носилки.
Читатель простит меня за грустное вступление, но заявляю ответственно: большинство наших водителей ведут себя на дорогах по-ухарски, пренебрегая элементарными правилами. Более того, многие откровенно игнорируют кодекс дорожного движения и платят за это жизнями.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на jj конкретные примеры. Один из случаев произошел в тот же памятный ноябрьский день, когда мы возвращались с рыбалки. Кровавая драма разыгралась буквально на наших глазах. При виде закрытого шлагбаума на переезде у платформы Жаворонки Московско-Смоленского отделения столичной магистрали мы законопослушно остановились. Внезапно из колонны машин выкатился джип «Ниссан Террано» и устремился к переезду. Все остальное было как в кошмарном сне.
Электровоз пассажирского поезда Москва — Брест врезался лобовой частью в джип и потащил его перед собой, играя им словно мячиком. Звон стекла потонул в лязге и скрежете металла. Около пятисот метров джип несло по железнодорожному полотну. Водитель и три пассажира иномарки погибли на месте. Я видел их изуродованные тела. Такого зрелища заклятому врагу не пожелаешь.
Позже специалисты скажут, что лишь счастливая случайность и грамотные действия машиниста позволили избежать крушения пассажирского поезда. Однако движение на участке в тот ноябрьский день было прервано на три часа. А вот как перенесла эту трагедию локомотивная бригада — можно только догадываться. Машинист тихо попросил: «Будешь писать — мою фамилию не упоминай. Журнал дома читают...»
Мне остается добавить, что в прошлом 1км году на переездах Московской области произошло 15 столкновений тягового подвижного состава с автотранспортом. По твердому убеждению ревизоров и сотрудников ГИБДД, во всех случаях виновными признаны водители, безумно не пожелавшие уступить дорогу железнодорожным составам. Пытаясь выиграть каких-то пару минут, они либо погибли, либо получили тяжелые травмы. Эти современные «камикадзе» продолжают нести в семьи горе и слезы. Оставшиеся в живых чаще всего разводят руками: дескать, кто знал, что так выйдет? Бес, мол, попутал...
Видимо, он «попутал» и водителя «Волги» Хамидуллина, торопившегося домой со своим отцом. На одном из переездов звуковая и световая сигнализация оповещала о приближении поезда. Колонна автомашин терпеливо ждала. Хамидуллин решил по-своему. Сотни метров «Волгу» тащило и корежило. Медикам пришлось заниматься машинистом и его помощником. Погибшие водитель-лихач и его отец во врачах уже не нуждались.
Железнодорожные переезды давно называют «лобным местом», г,ое ежегодно происходит до трехсот столкновений. Этой острой проблемой основательно занимается специальная правительственная комиссия. И хотя принимаются самые жесткие меры, переломить ситуацию пока не удается. Дьявольский счет человеческих жертв растет из года в год. Это в Японии, Франции, Швеции и других развитых странах железнодорожники и автомобилисты понятия не имеют, что такое переезд. Проблему «решили» виадуки и путепроводы, расположенные в разных уровнях.
У нас на это просто нет средств. Намечаем много, а строим мало. В минувшем году из запланированных 25 возвели только два путепровода. Крайне медленно сооружаются они в регионах, обслуживаемых Московской, Горьковской, Северо-Кавказской и Октябрьской дорогами.
Вот характерный пример территориальной и межведомственной неразберихи. Один из путепроводов возведен под Санкт-Петербургом семь лет назад. И законсервирован из-за отсутствия ограждения и освещения. Злополучный путепровод расположен на границе города и области. Ни одна из сторон не признает его своим, кивая на железнодорожников. Как будто это им ездить по путепроводу! Зато руководители дорожного хозяйства, главы администраций и многочисленных ведомств охотно принимают в свои фонды налоги нашей отрасли.
Между прочим, в специальном решении, принятом на правительственном уровне, оговорено, что часть этих средств необходимо направлять именно на строительство путепроводов. Это было бы весомым вкладом в укрепление безопасности движения как автомобилистов, так и железнодорожников. Кстати, переезды находятся в ведении не только стальных магистралей, но и многих других ведомств, промышленных предприятий. Почему бы на них не распространить действие соответствующих инструкций МПС? У большинства названных выше организаций нет даже регламентирующих документов.
Тем не менее, железнодорожники пытаются всеми имеющимися в их наличии средствами противостоять горе-лихачам. Так, общий язык нашли руководители Московской дороги с областным управлением ГИБДД. На переездах уже устанавливаются системы видеосъемки. Решение такое принято в связи с тем, что потенциальный нарушитель не только не осознает всю тяжесть совершаемых им действий, но и пытается убедить инспектора ГИБДД в своей правоте: либо «не видел» сигнала светофора, либо проскочил до того, как сработала сигнализация. Теперь же видеопленка документально зафиксирует реальную картину, т. е. факт нарушения правил дорожного движения в конкретном месте. Это послужит серьезным предостережением для лихачей, придаст уверенности дежурным по переездам.
Наш журнал неоднократно писал о резиновых настилах, срок которых около 25 лет. Они эластичны, исключают скольжение, не требуют больших затрат. Находятся в одном уровне с головкой рельса, как и деревянные. Но если на последних машина «скачет», то тут проходит быстро и мягко. Такие настилы хорошо зарекомендовали себя на переездах Приволжской магистрали.
В минувшем году на переездах Октябрьской дороги произошло более тридцати столкновений автотранспорта с поездами. Это гораздо меньше, нежели в предыдущий аналогичный период. Руководители магистрали приняли беспрецедентное решение, оборудовав переезды уникальными заграждениями.
Механизм их прост. Как только включается сигнализация, плита автоматически встает ребром. Перескочить через нее и объехать невозможно. Хочешь не хочешь, а будешь стоять и ждать, пока пройдет железнодорожный состав. Есть там и еще одно новшество. На переездах Витебского отделения установлены дорожные знаки и средства сигнализации, при изготовлении которых использованы светоотражающие материалы из специальной алмазной пленки. Они ярче и долговечнее.
МПС и МВД еще в 1994 г. было принято решение оборудовать несколько переездов проблесковым маячком красного света и сиреной автомобильного типа. Опыт Горьковской, Южно-Ураль-ской, Северо-Кавказской и других дорог подтвердил эффективность этого новшества. Хочется верить, что его возьмут на вооружение и остальные магистрали. Общее дело — безопасность движения — от этого только выиграет.
И, наконец, последнее. Сравнительно недавно заседала специальная правительственная комиссия, рассмотревшая деятельность всех служб, ответственных за организацию и контроль движения на переездах. Была дана принципиальная оценка работе ГИБДД, выполняющей зачастую несвойственные ей функции. Говорилось о формализме и поборах при регистрации и техосмотрах, низком уровне экзаменов. Отлавливать злостных нарушителей дорожного движения — половина дела, необходимо стать подлинным помощником водителей на трассах. Тогда к офицеру с жезлом и отношение будет друое.
Специалистами МПС, Главного управления ГИБДД, Минтранса и Российского дорожного агентства заканчивается разработка совместной концепции повышения безопасности движения на переездах до 2005 года. В частности, предусмотрено усовершенствование правовой базы. Правительством одобрен законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс административных нарушений. Ужесточены штрафные санкции, а в определенных случаях будут возбуждаться уголовные дела.
Чувство пессимизма у меня вызвало объявление о подготовке к Неделе безопасности дорожного движения с 1 по 7 мая текущего года. Честно говоря, это напоминает разовое мероприятие, походит на готовящуюся кампанию, о которой уже сообщили все средства массовой информации. А что, потом безопасность движения, в том числе и на переездах, будет предана забвению?
Локомотивные бригады и автомобилисты ездят круглосуточно и ежегодно. Контроль за теми и другими необходим повседневный. Только тогда возобладает здравый смысл, когда мы сломаем стереотип мышления, психологию води-теля-лихача, изменим его менталитет, повысим общую культуру всех участников движения.
Закончить этот материал хочу несколькими цифрами. В автомашине вместе с водителем едут, как правило, не более пяти человек. В поезде, который ведет локомотивная бригада, нзходится до тысячи пассажиров. Надо ли объяснять, сколько человеческих жизней может унести одно крушение?
В.А. АЛЕКСЕЕВ,
спец. корр. журнала