Последняя война царской России и роль железных дорог в Первой мировой
Последняя война царской России и роль железных дорог в Первой мировой
Последняя война царской России и роль железных дорог в Первой мировой. Накануне в стенах Историко-архивного института Российского Государственного Гуманитарного университета прошёл международный круглый стол, участники которого попытались восстановить целостную картину событий начала прошлого века.
44 железные дороги общей протяжённостью 70 тысяч километров – столько к началу Первой мировой войны было в царской России. Для правящей элиты того времени эта цифра казалась достаточной. Но первые полгода активных боевых действий показали, что сеть в нашей стране коротка, а её в основном однопутные колеи не справляются с нагрузками. И хотя железнодорожники пытались исправить ситуацию, отстроив в короткие сроки больше восьми тысяч верст новых дорог, вторых путей и разъездов «расстройство организма», как в то время писала пресса о ситуации с магистралями, было необратимо.
«Интенсивность перевозок была настолько велика, что транспорт изнашивался. К 1917 году, это средняя цифра, от 25 до 28% паровозов требовали ремонта. Фактически четверть парка вышло из строя».
Александр Сенин, профессор ИАИ РГГУ
Если с техническим состоянием железнодорожникам помогали справиться американские коллеги, треть подвижного парка закупалась у Соединенных Штатов, то с многовластием, охватившим Россию к 16 году, не мог никто. Дело в том, что управление магистралями разделили между Генеральным штабом, Министерством путей сообщения и профсоюзами, которые образовались с согласия Временного Правительства.
«Очень много было несогласованности между различными ведомствами, между Генеральным штабом и непосредственно Управлением железнодорожными войсками. Всё время было перетягивание одеяла на себя – кто главнее, кто важнее в этом процессе. В связи с этим все эти неурядицы возникали».
Юлия Харламова, профессор МГУПС
Разобрав экономические, политические и военные составляющие в период Первой Мировой, учёные сформулировали уроки, которые стоит знать современной правящей элите.
«Сегодня современной России нужен, как мы считаем в Университете путей сообщения, новый «план Мельникова». Это новый план строительства железных дорог, реконструкции старых. Чтобы у нас не было такой ситуации, что например Транссиб фактически является тромбом, всё нарастающим в системе железнодорожных перевозок. И от него многие отказываются и начинают пользоваться морским транспортом».
Владимир Фортунатов, зав. кафедрой истории ПГУПС
Стороннему слушателю может показаться, что собравшиеся ученые тратят время зря. Мол, итак ясно, кому и что делать. Но не зная прошлого, невозможно строить будущее. Ведь каждый новый индустриальный рывок в социальной основе своей повторяет предыдущий. И если есть возможность подсмотреть, где лежат грабли, зачем наступать на них с закрытыми глазами? Не лучше ли обойти?
Евгений Кузнецов