О море.
Белое море, оно суровое. Вода летом 5-10 градусов. У меня купалась только правая ступня. Течения есть даже в открытом море, сносит не слабо. Прилив-отлив тоже впечатляет, метра два. Причалили к полуострову, мужики ушли на берег половить пресноводной рыбки. Вернулись к вечеру, а полуостров превратился в остров, перешеек затопило. Пришлось надувнушку спускать на воду.
Течения в Белом море обусловлены узким Горлом, это пролив соединяющий его с океаном. Вода в море не подымается равномерно, но врываясь через Горло создаёт направленные потоки воды, похожие на реки средь моря. Сами течения приподняты от стоячей воды сантиметров на 10 (создаётся такое впечатление!) и лодку кренит при входе и выходе с неё. На снимке видно его, правда в полдень оно не большое.
Но в заливах море спокойное и романтичное. Особенно на закатах и ночью (ночи белые). Берега в гранитных набережных, уступами. Бродить по ним заманчиво. За каждым уступом новый вид. В расщелинах крабы прячутся, в лужах -бассейнах после отлива рыбки плавают, в воде у берега звёзды. Кстати, круче хищника, чем звезда я не видел. Тушку мертвой рыбы они пожирают часа за два. Налетают толпой и нету рыбки. Остаётся чистый скелет, как в музее.
Рыбалка.
Вся взятая с собой тушенка, крупа и макароны осталась не тронута. Водка не в счёт. Трески там как у дурака махорки. Ловля сводится к опусканию крючка в воду, метров на 30 и подъём его на верх. Одна, две трески сидеть будут. Иногда и три, это когда маленькую рыбку, хватает большая. Треска, она жадная.
Попадается зубатка мелкая, сайда и бычок. Бычок приблатнённый, урка. Когда его вытаскиваешь из воды он начинает орать писклявым голосом: «Отпусти, падла». Так как местные его брать не рекомендуют, то после шмяка его об борт, он совершает побег с крючка.
Ранее рассказывал о беломорской селедке. Повторюсь. Нежнее рыбы я не встречал. Поймал, солью присыпал (чуть-чуть), морской водой залил. Вечером берёшь её в правую руку подносишь ко рту и ждёшь, когда левая возьмет кружку (не стакан и не рюмку, именно кружку с холодненькой) и опрокинет её содержимое в тебя и потом её, селёдочку на язык и придавливаешь ее к нёбу. Соки беломорские растекаются по рту, добавляя к вкусу водки нежнейший букет Беломорья. Мысли светлеют, краски природы приобретают резкость и динамичность. Глаза ищут миску с селёдкой и они (руки, рот) повторяют это святодействие. Ты на Севере.
Отдельная песнь о ламинарии.
Моркапуста по нашему. Её цепляют якорем. Оказалась что она длинная и жирная и вкусная, если её пожарить на масле. На вкус напоминает курятину. Клянусь.
Финал.
Вот карта с путём которым мы прошли. Начало и конец в левом верхнем углу, ст. Чупа Окт. ж.д.
Пенальти не будет.
Спасибо.