|
|
|
Газета "Гудок" Главное печатное издание ОАО "Российские железные дороги" |
Закладки | Дневники | Поддержка | Социальные группы | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны | Комментарии к фото | Сообщения за день |
|
Опции темы | Поиск в этой теме |
02.08.2011, 11:06 | #1 (ссылка) |
Crow indian
Регистрация: 21.02.2009
Возраст: 42
Сообщений: 28,791
Поблагодарил: 397 раз(а)
Поблагодарили 5851 раз(а)
Фотоальбомы:
2566
Записей в дневнике: 647 Загрузки: 672
Закачек: 274
Репутация: 126089
|
Тема: [29 июля 2011] Поверженный КрассПоверженный Красс В дни триумфа Мариса Лиепу по римской традиции называли Марис великолепный, Марис удачливый, Марис богатый. Роль римского полководца Красса, исполненная в 1968 году в балете «Спартак», не только на весь мир прославила Мариса Лиепу, но и пагубно сказалась на его судьбе. Мечтавший «танцевать до ста лет», он ушёл из жизни в 52 года. 27 июля ему исполнилось бы 75. Дебют будущего народного артиста СССР Мариса Лиепы состоялся в раннем детстве - в опере «Кармен» он пел в хоре мальчиков в Рижском театре оперы и балета, где его отец работал мастером сцены. Но вскоре родители отправили его на учёбу в Рижское хореографическое училище. Мать, правда, мечтала видеть сына врачом, но отец настоял на своём, желая, чтобы мальчик окреп и развился физически. В училище артистические способности юного Мариса раскрылись довольно быстро: в 13 лет он уже танцевал не только в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях - китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», шута в «Ромео и Джульетте». А в 14 вместе с Галиной Ждановой и Интой Карулис выиграл приз на конкурсе юных артистов балета в Москве. Вероятно, именно тогда, вкусив победу, он понял, что настоящую балетную школу можно пройти только в столице, и главной целью его жизни стало танцевать в Большом театре. Важный шаг на этом пути был сделан 2 сентября 1953 года, когда 17-летнего Мариса Лиепу приняли в Московское хореографическое училище. За два года учёбы рижанин не пропустил ни одного урока. 1 мая 1955 года на выпускном вечере он блестяще станцевал сложную партию в «Щелкунчике». Вот только в Большой театр круглого отличника не взяли, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. Вернувшись в Ригу, Лиепа начал готовиться к новому штурму Москвы, где ему предстояло выступить на декаде латышского искусства. И этот шанс молодой артист использовал на сто процентов. Заслужив высочайшую оценку Майи Плисецкой, он получил приглашение станцевать с ней в «Лебедином озере» на гастролях в Будапеште. Первый штурм Москвы, можно сказать, состоялся, но это был ещё не Большой, а Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, куда Лиепа был принят после будапештских гастролей. Сыграв здесь несколько крупных и заметных ролей, он сравнительно легко завоевал признание московской публики, прежде всего ценителей балета, которые стали ходить «на Лиепу», а после спектакля дожидаться его у подъезда. До вожделенной цели оставалось полшага. В 1960 году Мариса Лиепу пригласили на показ в Большой театр. В числе его конкурентов были, между прочим, весьма сильные ленинградские артисты, в том числе будущая звезда мирового балета Рудольф Нуриев. По свидетельству очевидцев, судьбу вакантного места решил сам рижанин, не спросивший у руководителей Большого балета ни о зарплате, ни о квартире. «Что буду танцевать?» - вот что единственно интересовало его. Рассказывают, будто Нуриев, потребовавший квартиру, машину, дачу и повышенную зарплату, так и не смог простить Лиепе этой «победы». Добившись исполнения заветной мечты, став солистом Большого театра, он перетанцевал весь тогдашний классический репертуар - от «Золушки» до «Ромео и Джульетты». В 1963 году роль Ромео Марис Лиепа впервые показал на родине Шекспира, на сцене лондонского Ковент-Гардена. В том же году его пригласили преподавать в Московское хореографическое училище. «Когда Марис Эдуардович Лиепа впервые вошёл к нам в класс, - рассказывает балетмейстер, народный артист СССР Борис Акимов, - мы просто замерли. Его внешний вид, манера держаться, говорить - всё так отличалось от наших педагогов! Во-первых, он был молодой (всего 27 лет!). Во-вторых, выглядел как настоящий иностранец, только что приехавший из какой-то далёкой, неведомой и невообразимо прекрасной страны. Его метод преподавания тоже разительно отличался от общепринятого. Все комбинации он сам показывал, и как артистично показывал! Это был целый спектакль, который мы каждый раз наблюдали, затаив дыхание». В тогдашней брежневской Москве он действительно выглядел как инопланетянин -холёный, благоухающий дорогим парфюмом, безукоризненно воспитанный, безупречно одетый, владеющий невиданной в столице иномаркой. Наступал звёздный час Мариса Лиепы - в 1968-м родился его знаменитый Красс в балете «Спартак». Все, кому посчастливилось видеть Мариса в этом образе, в один голос говорили о редкостном совпадении актёра и роли - такие образы, как Джульетта Галины Улановой или Кармен Майи Плисецкой, сразу входят в историю. И надо же было такому случиться: гениальный Красс, за которого артист в числе других создателей «Спартака» получил Ленинскую премию, стал началом жизненного краха Лиепы. В первую очередь разладились его отношения с Юрием Григоровичем, постановщиком спектакля и главным балетмейстером Большого театра. Что послужило причиной ссоры? Виноват вздорный характер Мариса, утверждают одни. В основе конфликта, считают другие, лежало чувство зависти, проявленное Григоровичем после успеха «Спартака», когда именно Лиепа был признан первой звездой советского балета. Так или иначе, но с этого момента стараниями всесильного Григоровича Лиепа был практически выключен из творческой жизни Большого театра - участвовал лишь в трёх его спектаклях: в «Анне Карениной» - благодаря Майе Плисецкой, в «Чиполлино» балетмейстера Генриха Майорова и в балете «Эти чарующие звуки», поставленном Владимиром Васильевым. Не брали его и в зарубежные поездки. Только по личному приказу министра культуры СССР Петра Демичева 28 марта 1982 года состоялось последнее выступление Мариса Ли-епы на сцене любимого театра. А в 1984 году после скандала с вахтёром, не пустившим его в театр из-за просроченного пропуска, артиста вынудили уйти на пенсию - ему было 45 лет. Высокие покровители, пытавшиеся помочь Марису удержаться на плаву, отправили народного артиста СССР в Болгарию - руководить Национальной оперой, откуда он сбежал, продержавшись два сезона. Из-за интриг сорвалось его возвращение в Ригу. Лиепа снимался в кино, танцевал в разных труппах, писал мемуары, ставил балеты и даже задумывал создать Театр моды. Но всё это было не то - жизнь без Большого балета казалась ему бессмысленной, бесперспективной. Алкоголь приблизил его роковой финал. Вероятно, этого бы не произошло, если бы Марис Лиепа смог преодолеть свою болезненную привязанность к театру, который стал для него центром Вселенной. Как это сделал его сын Андрис, рано покинувший балет и ставший успешным продюсером и режиссёром. Как и его дочь Илзе, выступающая сейчас в России и за рубежом в сольных и концертных программах. Юрий Акимов
__________________
Если у вас возникли вопросы по работе сайте - пишите на почту admin@scbist.com |
12 |
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
[Гудок] [22 июля 2011] «Липовый» мед | Admin | Газета "Гудок" | 0 | 27.07.2011 09:40 |
[Гудок] [13 июля 2011] Расчёт автоматом | Admin | Газета "Гудок" | 0 | 18.07.2011 12:25 |
[Гудок] [14 июля 2011] Вагон для АЭС | Admin | Газета "Гудок" | 0 | 17.07.2011 07:44 |
[Гудок] [7 июля 2011] Мелкий бес зла | Admin | Газета "Гудок" | 0 | 08.07.2011 10:49 |
[Гудок] [5 июля 2011] Не на своём месте | Admin | Газета "Гудок" | 0 | 06.07.2011 09:22 |
Возможно вас заинтересует информация по следующим меткам (темам): |
красс, поверженный |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | Поиск в этой теме |
|
|