СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть
Вернуться   СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть > Дневники > Admin

Оценить эту запись

"Поцелуй акулы"

Запись от Admin размещена 13.11.2011 в 14:41

"Поцелуй акулы"


«...Внезапно на меня обрушился страшный удар, раздался леденящий кровь скрежет. Бросившаяся сбоку акула попыталась цапнуть за плечо, но зубы скользнули по металлу, и челюсти ударили меня по голове, зацепив воздушный шланг и вырвав загубник изо рта. Я ничего не видела, потому что маску залило водой. Попыталась вслепую найти загубник, но не смогла. Единственный выход — как можно быстрее выбраться на поверхность, пока в легких еще есть воздух. Однако стальной комбинезон неудержимо тянул вниз. Мне было до слез обидно, что, несмотря на все наши ухищрения, «тигр морей» все же одержал верх. Я уже стала терять сознание, когда почувствовала, как Рон сунул в рот спасительный мундштук. Судорожно глотая воздух, совершенно обессиленная, но живая — а это главное,— я медленно опустилась на дно...» — так рассказывает Валери Тэйлор об одном из эпизодов своей схватки с синей акулой-людоедом.

Мое знакомство с этой захватывающей историей началось с маленькой заметки в одном из американских журналов, в которой в шутливой форме описывалось, как австралиец Рон Тэйлор сконструировал новое средство защиты от акул — комбинезон-кольчугу из 150 тысяч стальных колечек. В нее одели жену изобретателя и отправили ее прямиком в пасть акулы. Пока «тигры морей» атаковывали бедную женщину — к счастью, она оказалась им не по зубам,— ее супруг делал сенсационные снимки. Тогда я подумал, что было бы куда лучше, если бы вместо анекдотического вымысла журнал написал о работе известных фотографов-маринистов, супругов Рона и Валери Тэйлор, которые на протяжении многих лет не устают раскрывать перед читателями и кинозрителями чудеса подводного мира.

Например, ходит много легенд о свирепости и кровожадности мурены. У этой опасной хищницы якобы такие длинные зубы, что она никогда не закрывает рта. Чего стоит хотя бы такое вот свидетельство «знатока» подводного мира: «...Дикий страх сковал мои движения. Менее- чем в полуметре от лица разверзлась жуткая пасть мурены, усыпанная слегка загнутыми назад, острыми зубами, готовыми растерзать любую живую плоть. Маленькие, посаженные у самого носа глаза горели дьявольским огнем. Я понял, что обречен, если хоть на мгновение промедлю с выстрелом из гарпунного ружья».

Между тем, по свидетельству Валери Тэйлор, мурены одни из самых беззлобных обитателей тропических морей:

«Мне они не просто нравятся. Я полюбила их. Мурены — яркие индивидуальности и, когда привыкнут к вам, ведут себя безукоризненно,— пишет Валери.— Они нисколько не виноваты, что природа наделила их острыми зубами, вызывающими панический ужас у неопытных ныряльщиков. Кстати, рот эти рыбы беспрестанно открывают и закрывают, потому что у них такая манера дышать, а вовсе не из кровожадной готовности терзать все живое. Да, мурены иногда могут и цапнуть, если специально спровоцировать или испугать их. Но так поступают многие представители животного мира и на суше, и под водой.

Среди мурен у меня были два, не преувеличивая, деликатнейших друга — Гарри и Клык, с которыми я познакомилась во время съемок телефильма «Большой Барьерный риф» возле острова Херон. Совершенно случайно их «дом» оказался в центре съемочной площадки, где светили подводные прожектора, стрекотали кинокамеры, сновали ныряльщики-актеры. Сначала мы начали прикармливать этих мурен, а потом свели с ними близкое знакомство. Одно из страшилищ назвали Гарри в честь нашего давнего друга, не отличавшегося приятной наружностью. Второе получило прозвище Клык из-за единственного зуба, одиноко торчавшего в деформированной челюсти — видимо, результат какого-то несчастного случая, хотя я не представляю, что могло нанести этой рыбе подобное увечье.

С течением времени я так сдружилась с муренами, что совершенно перестала бояться их. Они проявляли величайшую осторожность в своих играх с «потусторонним существом», которым я была для них. Гарри, например, мог взять в пасть мою руку и не оставить ни малейшей царапины на ней. Как-то раз я вытащила его из подводной «берлоги», всплыла на сорок футов к поверхности и приподняла над водой, чтобы показать сидевшим в лодке знакомым, какой ручной может быть мурена. Полагаю, Гарри не пришел в восторг от такого испытания, но безропотно перенес его и даже не пытался вырваться. Вообще, когда я плавала с этим «кровожадным чудовищем», он использовал в случае опасности мое тело в качестве персонального убежища: прятал голову под мышку, а сам прижимался ко мне. Здесь нет никакого чуда: просто я проявила максимум доброты и терпения, и это принесло свои плоды. Я и теперь встречаюсь с Гарри и Клыком, когда приезжаю на остров Херон. Хотя с тех пор мурены стали известными кинозвездами, меня они по-прежнему встречают как доброго друга».

Впрочем, когда читаешь записки отважной аквалангистки, складывается впечатление, что чуть ли не все обитатели подводного мира, если не друзья, то, во всяком случае, ее хорошие знакомые. Это относится даже к «морским дьяволам», гигантским мантам, весящим больше тонны. Есть немало легенд об их «смертельных ласках»: будто бы они утаскивают на дно неосторожных пловцов и там буквально расплющивают их, придавливая своим телом.

Однако Валери категорически опровергает подобные домыслы:

«Я провела под водой очень много времени и убедилась, что манты не только никогда не нападают сами, но и проявляют чрезвычайную деликатность по отношению к людям, будто осознают, как хрупки мы по сравнению с ними. Даже если вы ныряете прямо на этих гигантов, они всегда успевают отплыть в сторону».

Аквалангистка приводит такой характерный пример, подтверждающий безосновательность мрачной славы, которой пользуются «морские дьяволы»:

«Нам с Роном очень нравилась гигантская манта, обитавшая возле одного из кораллов. Мильдред, как назвали мы эту рыбину, была непревзойденной подводной танцовщицей: она не плавала, а словно бы парила, с необыкновенной грацией исполняя сложнейшие «па». Манте, видимо, тоже доставляло удовольствие демонстрировать нам свое искусство. Во всяком случае, как зрители, мы наверняка пользовались ее благосклонностью. Это мне довелось испытать на себе. Однажды, когда кончилась пленка, а воздух в акваланге еще оставался, я решила поиграть с Мильдред: подплыв к манте, начала почесывать ее живот. Кожа на ощупь была, как наждачная бумага, так что я засомневалась, чувствует ли она мои прикосновения. Вскоре стало ясно, что рыба испытывает настоящее блаженство. Манта даже перестала шевелить плавниками, и мы медленно опускались ко дну. Пора было возвращаться, но не хотелось лишать ее столь редкого удовольствия. И только тогда, когда я увидела, как на меня опускается девятифутовая громадина, то чуть не впала в панику. Однако Мильдред не подвела. Примерно в футе от дна она замерла, дав мне возможность выбраться из-под нее. Правда, я порвала нейлоновые перчатки и ободрала в кровь подушечки пальцев о шершавую кожу манты, но такие мелочи не в счет между друзьями».

Но вернемся к эпизоду с «противо-акульим комбинезоном», о котором говорилось вначале. Вслед за первой мне попалась еще одна заметка о том, как Валери Тэйлор испытывала его. Только на сей раз эпизод описывался отнюдь не в шутливом тоне. В специальном костюме из стали аквалангистка опустилась в бассейн, где находилась голодная акула. К счастью, металл оказался не по зубам морской хищнице, хотя она и покалечила Валери. Наконец, третье сообщение уточняло что Тэйлор подвела сама «кольчуга»: у нее разошелся шов, и акулы чуть не растерзали отважную женщину.

Раз в прессе настойчиво повторялась одна и та же версия, значит, Валери Тэйлор действительно была на волосок от гибели. В этом следовало разобраться. Пришлось просмотреть кучу иностранных газет и журналов, пока в американском «Нэшнл джиогрэфик» я нашел рассказ самой аквалангистки:

«Моя «кольчуга» была идеей Рона. А подтолкнуло его к изобретению такого необычного костюма то, что во время подводных съемок больше всего неприятностей доставляют акулы. Не успеешь оглянуться, как обладающие поразительным чутьем хищницы уже окружили тебя. В отличие от тех же мурен они не признают никаких правил поведения. Поэтому приходится все время быть настороже, чтобы избежать слишком близкого знакомства с их челюстями, которые в несколько рядов усеяны острыми, как бритва, изогнутыми треугольными зубами.

«Почему бы не использовать для защиты от них специальный комбинезон из стальных колец, наподобие рукавиц, которые надевают рабочие, разделывающие туши на мясокомбинатах?» -подумал Рон. Его проект выполнила одна фирма, изготовившая из 150 тысяч прочных колечек комбинезон с капюшоном весом в пятнадцать фунтов

Первый раз мы испытали его в океане неподалеку от Сан-Диего. Надев «кольчугу», я опустилась под воду, взяв для приманки несколько макрелей. Акулы не заставили себя ждать: привлеченные запахом крови, они стали кружиться вокруг меня. Наконец одна подплыла вплотную, не сводя маленьких глаз с рыбы в моей руке. По тому, как подергивалась голова хищницы, а по телу волнами проходила нервная дрожь, было ясно, что она возбуждена до предела. Когда акула сделала рывок к добыче, я резко выставила вперед правую руку, левой прижав к себе приманку. Страшные челюсти с лязгом сомкнулись у меня на локте. Хотя предварительно комбинезон подвергли испытаниям на прочность в лаборатории и было известно, что «кольчуга» выдерживает куда большее давление, чем акулье, я невольно подумала, что вот сейчас почувствую боль, хлынет кровь и... Однако ничего не произошло. Моя «кольчуга» действительно оказалась не по зубам «тигру морей».

Несмотря на то, что комбинезон» полностью оправдал надежды, супруги Тэйлор сочли, что этого недостаточно, поскольку Валери имела дело с шестифутовыми «малютками», а в океане встречаются куда большие экземпляры. Нужно проверить новое защитное одеяние именно на них, настаивала аквалангистка. Только после этого можно будет рекомендовать «кольчугу» подводным пловцам.

Нельзя не восхищаться бесстрашием и научной добросовестностью этой женщины: добровольно лезть в буквальном смысле в пасть акулы-людоеда — на такое способны немногие.

Заключительное опробование комбинезона супруги решили провести у острова Херон, поскольку австралийские воды заслужили печальную известность нападениями акул на людей. Для приманки Рон подстрелил большую рыбину и, располосовав ножом, оставил в море. Вскоре приплыли полдюжины хищниц. Судя по светло-синей спине и блекло-голубому брюху, длинным острым грудным плавникам и вытянутой морде с широкой пастью, это были синие акулы, обитательницы всех тропических морей, числящиеся в списке антропофагов. Держа приманку в руке, Валери вплыла в круг щелкающих челюстей и стремительно мелькающих тел. «Эти живые торпеды двигались с такой быстротой, что глаз не успевал следить за ними, и я просто не знала, откуда ждать нападения»,— вспоминала она позднее.

Тут и произошло то, о чем рассказывалось в начале: аквалангистка чуть не погибла, потому что акула зацепила воздушный шланг. К счастью, все закончилось благополучно.

«Потом, в лодке,— рассказывает Валери,— я обнаружила на подбородке четыре глубоких царапины в том месте, где капюшон соединяется с верхом комбинезона. Значит, нужно изменить конструкцию застежки, чтобы ликвидировать слишком большое незащищенное пространство. В остальном испытание прошло хорошо, раз моя голова осталась на плечах, хотя и побывала в пасти акулы-людоеда. Лишь крошечный обломок ее зуба, засевший в челюсти, будет всю жизнь напоминать мне об акульем «поцелуе»

Сергей БАРСОВ
Размещено в Без категории
Просмотров 783 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Часовой пояс GMT +3, время: 05:28.

СЦБ на железнодорожном транспорте Справочник 
сцбист.ру сцбист.рф

СЦБИСТ (ранее назывался: Форум СЦБистов - Railway Automation Forum) - крупнейший сайт работников локомотивного хозяйства, движенцев, эсцебистов, путейцев, контактников, вагонников, связистов, проводников, работников ЦФТО, ИВЦ железных дорог, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и других железнодорожников.
Связь с администрацией сайта: admin@scbist.com
Advertisement System V2.4