СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть
Вернуться   СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть > Дневники > Admin

Оценить эту запись

Непобежденный Орешек. Передовой редут

Запись от Admin размещена 24.05.2015 в 19:36

Непобежденный Орешек. Передовой редут


С сентября 1941 года по январь 1943 года группа советских воинов и моряков-балтий-цев обороняла крепость Орешек. Отрезанный от основных частей Красной Армии водами Ладоги, гарнизон Шлиссельбургской крепости делал все возможное, чтобы помешать гитлеровцам форсировать Ладожское озеро и Неву в районе города Шлиссельбурга.

Эта книга написана участниками обороны Орешка. С ее страниц с читателем говорят бойцы и политработники, коменданты крепости, пулеметчики и артиллеристы.

В сборнике использованы документы архивов Советской Армии и ленинградских музеев, материалы окопного журнала «Орешек», фотографии периода обороны крепости, выполненные Б. Уткиным.

Совет ветеранов защитников крепости Орешек благодарит журналистов С. А. Юхнова, Б. А. Цацко и писателя П. И. Петунина, принявших участие в создании этого сборника.



В летопись героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны славной страницей вошел ратный подвиг воинов крепости Орешек'.
Суровая, полная героизма эпопея Орешка берет свое начало с первых дней бурной и грозной осени 1941 года, когда почти вплотную к Ленинграду придвинулись гитлеровские механизированные полчища и над городом Великого Октября нависли черные тучи смертельной опасности.
30 августа 1941 года немецко-фашистские войска прорвались к Неве и захватили прибрежное село Ивановское (ныне город Отрадный). Они перерезали последние наземные пути сообщения, которые связывали оборонявшийся Ленинград со страной.
Чтобы завершить окружение Ленинграда на суше и затем соединиться на Карельском перешейке с 
наступавшими финскими дивизиями, 39-й немецкий моторизованный корпус сразу же повернул на север и северо-восток в сторону Ладожского озера. Противник рассчитывал, что внезапность появления его танков и мотопехоты на этом направлении внесет сумятицу в ряды советских войск и дезорганизует их оборону. Однако уже на следующий день, 31 августа, оперативный отдел штаба сухопутных войск фашистского вермахта вынужден был отметить в своем сообщении, что 39-й корпус натолкнулся южнее Шлиссельбурга на «растущее вражеское сопротивление» '.
Путь врагу преградила только что сформированная 1-я стрелковая дивизия войск НКВД под командованием полковника С. И. Донскова. В нее входили и воины-пограничники, уже получившие крещение огнем в боях на советско-финляндской границе. Были в ней недавние ополченцы и бойцы истребительных батальонов. Вооружена дивизия была не ахти как. Артиллерию для нее собрали по крохам из многих складов и ремонтных мастерских. Таким же путем добыли винтовки. Немалая их часть была переделана из учебных. Но мужества и решительности воинам дивизии было не занимать. «Мы хорошо понимали, — рассказывает бывший комиссар 7-го пограничного полка А. Н. Малоиван, — что от нашей стойкости зависит многое. Знали, что второго эшелона дивизия не имеет. Ленинград нам отдал все, что имел».

Грудью встала дивизия на боевых рубежах у железнодорожной линии на Волховстрой и в течение недели стойко отбивала удары вражеского 39-го корпуса. Потеряла многих людей, но не сошла с места даже и тогда, когда фашистская авиация буквально перепахи- вала бомбами позиции пограничников. Дивизия не только оборонялась, но непрестанно контратаковала. И не раз для противника складывалась обстановка, которую называют критической. А его продвижение на север, к Шлиссельбургу и Ладожскому озеру, измерялось в те дни сотнями метров.
За Мгу отважно дрался 2-й стрелковый полк, которым командовал майор Жеребцов. В первом же бою подразделения полка выбили гитлеровцев со станции и около шести часов удерживали ее в своих руках. Враг понес большие потери. Были захвачены пленные, пехотное оружие, боеприпасы. Чтобы выправить положение, фашистскому командованию пришлось спешно заменить 90-й пехотный полк, изрядно потрепанный пограничниками. Дерзкими атаками полк Жеребцова срывал попытки противника пробиться к Синявинским высотам.
В районе разъезда и населенного пункта Горы оборонялся 7-й полк (командир подполковник В. Т. Андрияненко). Массированно пробомбив позиции защитников Гор, обрушив на них удар артиллерии и минометов, гитлеровцы неоднократно бросали туда танки и автоматчиков. Они стремились выйти на дорогу, которая вела к Неве. Но каждый раз воины 7-го полка огнем и штыком охлаждали наступательный пыл врага. Автоматчики откатывались, оставляя на поле боя горевшие танки.
На левобережном шоссе, начиная с поселка Отрадный, наступавшего противника встречали подразделения 1-го стрелкового полка подполковника А. И. Та- рашкевича. С Невы их поддерживали своим огнем бронекатера и канонерская лодка «Селемджа». Чрезвычайно трудно пришлось здесь воинам дивизии. Не считаясь с потерями, враг давил и давил, стараясь быстрее дотянуться до Кузьминского моста и перешагнуть
Неву, как можно скорее выскочить в Шлиссельбурге к Ладоге. В воздухе постоянно висела фашистская авиация, и Нева кипела от бомб, одна танковая атака сменяла другую, не затихала цемецкая артиллерия. Но пограничники держались.
Помог в те дни 1-й дивизии войск НКВД смелый бросок частей 168-й стрелковой дивизии полковника А. Л. Бондарева к Ново-Лисино по ближним тылам немецкого 39-го корпуса.
5 сентября на совещании в фашистской ставке, посвященном дальнейшим планам военных действий на советско-германском фронте, Гитлер предложил продолжить окружение Ленинграда с востока и подчеркнул при этом «исключительно важное значение Шлиссельбурга» На следующий день это указание обрело в директиве верховного командования фашистского вермахта форму приказа: «Захватить... Шлиссель
бург» .

Подтянув новые пехотные части, артиллерию, танки, нацелив на это направление основную массу самолетов 1-го воздушного флота, гитлеровцы 7 сентября силами 39-го механизированного корпуса начали штурм позиций, занятых измотанными в боях частями и подразделениями 1-й дивизии войск НКВД. Против 2-го полка дивизии вместе с вражеской пехотой пошли десять тяжелых танков. Их прикрывала авиация. Советские воины могли противопоставить танкам только бутылки с горючей смесью. Они смело вышли на бой. Одни вражеские машины подожгли, другие заставили отойти. Прижали огнем пехоту. Лишь после
многих атак, когда погибли командир полка Жеребцов и комиссар Пьянков, когда поредели ряды защитников, остатки полка отошли.
До последнего патрона, цепляясь за каждую высотку, за каждый перекресток дороги, сражались воины 7-го полка. Подрывали гранатами немецкие танки, ходили на врага в штыки. Потери были очень велики. Выбыл из строя командир полка Андрияненко, были убиты или тяжело ранены большинство командиров и комиссаров. Небольшими группами отходили советские воины на север, к Шлиссельбургу. Отходили с боем, отстаивая до последнего каждый метр родной земли, бросаясь в дерзкие контратаки. Стремительным ударом группа капитана Гуменюка выбила из деревни Арбузово вражеских автоматчиков. Гитлеровцы, удирая, побросали мотоциклы и оружие. Бойцы во главе с комиссаром полка А. Н. Малоиваном несколько часов обороняли Московскую Дубровку (деревню, в районе которой спустя две недели возник позднее широко известный Невский «пятачок»), подбили танки и задержали продвижение неприятельского отряда. Рота политрука Ф. Каплия, закрепившись на насыпи у 8-й ГЭС, прикрыла отход товарищей.
Но, пожалуй, больше всех досталось 7 сентября 1-му полку А. И. Тарашкевича. Фашистское командование наносило на его участке главный удар основными силами. Все перипетии этого неравного единоборства воинов дивизии с фашистскими танками и автоматчиками нам неизвестны. Приведем лишь свидетельство очевидца о заключительном этапе жестокой борьбы, уже у Шлиссельбурга:
«...Но левобережному шоссе наступает враг. Вот уже видны серые танкетки и броневики. Они двигаются медленно, с остановками. Возле них, такие же серые, вприпрыжку бегут солдаты. И бронированные
машины, и солдаты непрерывно строчат из пулеметов и автоматов.

К угольной пристани и Преображенской горе, отстреливаясь, отходит цепочка красноармейцев. Параллельно шоссе, метрах в 100 от берега, вверх по реке движется канонерская лодка «Селемджа». Канлодка непрерывно ведет огонь. На берегу после каждого залпа ее орудий поднимаются столбы дыма и пыли.
Преображенская гора ощетинилась огнем пушек, пулеметов, винтовок. По врагу из города бьют минометы. Атака гитлеровцев захлебнулась, но перестрелка не смолкает. Треск автоматов и пулеметов сливается в сплошной гул» '.
Когда опустилась ночь, вражеские войска находились южнее Шлиссельбурга в трех, а на юго-востоке — в шести километрах.
Весь город заволокло дымом пожарищ. Горела ситценабивная фабрика, пылали деревянные дома горожан. Разрушены здания, где размещался штаб Ладожской военной флотилии. Повалены телеграфные столбы, порваны и перепутаны провода. Уже с 4 сентября, одновременно с Ленинградом, гитлеровцы начали обстреливать Шлиссельбург из дальнобойных орудий. Через день они перешли к постоянным массированным бомбардировкам города с воздуха.
Днем 7 сентября военные моряки закончили эвакуацию из Шлиссельбурга гражданского населения и беженцев. «Суда одно за другим шли к левому берегу, брали, что называется, «по завязку» женщин и детей, доставляли их на правобережную пристань. Отсюда эвакуированные отправлялись по железной дороге в Ленинград. Вагонов не хватало. И люди шли по железнодорожному полотну пешком» *.
Вечером стало известно, что Шлиссельбург находится в полуокружении. Наутро следовало ожидать решительных атак врага. Как быть? Принимать бой на улицах города? Но для этого не было достаточных сил. Да к тому же это все равно уже не облегчило бы положения оборонявшихся войск. Командование Ладожской военной флотилии приняло решение оставить город. Сначала моряки стали выводить баржи. Катеров не хватало, и это делали военные транспорты. Затем ушли в Ладожское озеро канонерские лодки и бронекатера. Что не смогли вывезти, затопили. Войскам, оборонявшимся на Преображенской горе, было приказано отойти на восток, к приладожской деревне Липки.
Для захвата Шлиссельбурга вражеское командование создало две боевые группы. Главный удар нацеливался на восточную окраину города, в тыл его защитникам. Там гитлеровцы хотели перекрыть путь отхода советским войскам. Нанести удар предстояло 424-му полку 126-й пехотной дивизии. За бесчинства на новгородской земле сами немецкие солдаты называли это соединение «дивизией убийц и поджигателей» . Во вторую группу вошли батальоны 30-го полка 18-й мотодивизии. Они должны были двигаться на Шлиссельбург вдоль левобережного шоссе.
В 6 часов утра 8 сентября подразделения 424-го полка скрытно вышли на исходные позиции. До Шлиссельбурга оставалось полтора километра. Полковая разведка доложила, что его восточная часть свободна
от советских войск. Однако командование полка не рискнуло вступить в почти безлюдный город. Были вызваны пикирующие бомбардировщики. Лишь после массированных бомбовых ударов в 7 утра полк был поднят в атаку. Два батальона, которые двигались к Неве с востока, достигли цели сравнительно легко. Они встречали сопротивление лишь одиночных советских бойцов из боевого охранения. Третий же батальон напоролся на южной окраине на сильную и смелую контратаку небольшого отряда пограничников и ладожских моряков. Наступление застопорилось. Вторая боевая группа смогла вступить в город только через два часа.

Как видим, особыми боевыми лаврами гитлеровское воинство здесь себя не увенчало. На выручку пришло ведомство «доктора» Геббельса. 9 сентября фашистская пропаганда ударила во все колокола. Не раз под аккомпанемент фанфар берлинский диктор зачитывал специальное сообщение о захвате «штурмом» Шлиссельбурга. Об этом же кричали заголовки газет и титры кинохроники. Занятием Шлиссельбурга, вещал военный корреспондент фашистского официоза, «замкнулось последнее звено железной цепи вокруг Ленинграда, немецкий солдат захватил последний метр земли, через который Советы могли сообщаться» !.
Гитлеровские газеты и журналы поместили карту истока Невы, где стоит город, план древнего Орешка, справки о прошлом крепости. Геббельсовские подручные из газеты «Дер ангрифф» захлебывались от восторга: «Город Шлиссельбург на Ладожском озере в немецких руках. Петр Великий назвал его так пегому,
что он занимал ключевые позиции. Теперь немецкий вермахт повернул этот ключ...»
Гитлеровские писаки, мягко выражаясь, угодили «пальцем в небо». Во-первых, в немецкие руки попал не весь Шлиссельбург, а только его левобережная часть, былой посад. Крепость и железнодорожная станция на правом берегу Невы, которые являлись неотъемлемой частью города, на протяжении всей блокады Ленинграда прочно удерживались советскими войсками. Во-вторых, Петр I назвал Шлиссельбургом не лево- бережный посад, которого, кстати, тогда еще не существовало, а саму крепость Орешек (Нотебург). И этот ключ гитлеровский вермахт не «повернул» ни в этот раз, ни позже, потому что его руки так и не дотянулись до гордого и неприступного Орешка.
Но как бы там ни было, благодаря пропагандистскому буму 424-му пехотному полку «отсыпали» 235 Железных крестов. Пришли поздравительные телеграммы от генералов всех степеней и рангов, вплоть до командующего группой армий «Север». Расчувствовавшись, полковой командир назвал в своем приказе захват города у истоков Невы «золотым листом в лавровом венке полка». Однако не долго пришлось радоваться «героям Шлиссельбурга».
С падением левобережной части Шлиссельбурга борьба южнее Ладожского озера не только не прекратилась, но, наоборот, приняла характер отнюдь не благоприятный для гитлеровцев. Едва успев выгрузиться из эшелонов, с востока в наступление на Мгу, Синяви- но, Шлиссельбург пошла наша 54-я армия. Она была прислана советским Верховным главнокомандованием для деблокады Ленинграда. В ее составе, в частности, находились 3-я гвардейская стрелковая дивизия
под командованием Н. А. Гагена и 4-я гвардейская — П. Ф. Москвитина, прибывшие на подмогу с Западного фронта. Одновременно с 54-й армией наступательные действия с запада предприняли ленинградские соединения, закрепившиеся на невском правобережье. Они высадили ряд десантов на левый берег Невы, у Шлиссельбурга и в сам город. Рядом с 8-й ГЭС образовался плацдарм — Невский «пятачок».
Встречные удары советских войск по 39-му корпусу гитлеровцев, прорвавшемуся к Шлиссельбургу, заставили фашистское командование забыть о наступлении. Чтобы заштопать дыры, на это направление срочно перебросили 8-ю танковую дивизию и другие части. Гитлеровцы у Ладоги уже только оборонялись. Они стали лихорадочно рыть окопы, строить блиндажи.
Вскоре стало ясно, что собственными силами группе армий «Север» не обойтись. Наступавшие советские войска вот-вот соединятся, и тогда окончательно лопнет вражеская затея с блокадой Ленинграда. Фашистскую ставку охватила паника. «День 24.9 был для ОКВ в высшей степени критическим днем, — говорится в дневнике генерала Гальдера. — Тому причиной неудача наступления 16-й армии у Ладожского озера, где наши войска встретили серьезное контрнаступление противника, в ходе которого 8-я танковая дивизия была отброшена и сужен занимаемый нами участок на восточном берегу Невы» . Гитлер приказал незамедлительно переправить войска и боеприпасы с центрального направления, где готовилось наступление на Москву, а также из германского тыла. Такой ценой вражескому командованию удалось стабилизировать положение. Южнее Ладожского озера образовался
шлиссельбургско-синявинский выступ неприятельского фронта. Немецкие документы именовали его «фляшен- хальс» (бутылочное горло).
В эти отнюдь не радостные для гитлеровцев дни и заговорил впервые Орешек.
Его огневую мощь гитлеровские «герои Шлиссельбурга» ощутили на собственной шкуре. В оккупированной части города они чувствовали себя хуже, чем в траншеях переднего края. Она простреливалась не только орудиями Орешка. Прекрасно просматривая вражеское расположение с высоты крепостных башен, артиллеристы Орешка нацеливали на гитлеровцев огонь тяжелых орудий с правого берега Невы.
Пятьсот огненных дней и ночей, вплоть до прорыва блокады и освобождения Шлиссельбурга богатырски бился за город Ленина гарнизон крепости. Он был невелик числом, но крепко спаян и воистину былинно храбр. Враг все сделал, чтобы стереть с лица земли древнюю «фортецию» на Ореховом острове. Бросал на крепость бомбардировочную авиацию, засыпал ее снарядами тяжелой артиллерии. Камень не выдерживал, крошился, рушились стены. Но все вытерпели и сдюжили отважные защитники Орешка. Они выстояли и победили, как победил их родной город Ленина.
О ратных буднях Орешка, о его делах и людях, об их заботах и тревогах, радостях и печалях, об их беззаветной преданности Родине рассказывается в собранных в этой книге воспоминаниях ветеранов крепости и их боевых друзей.
Воспоминания эти вновь возвращают нас к незабываемым дням героической обороны крепости на Неве. Впрочем, обороны ли?
Разве обороняется снайпер, который выдвинулся перед позициями своих войск и уничтожает зазевавшихся вражеских солдат и офицеров, сковывая тем
самым действия противника на этом участке? Можно ли назвать обороной действия артиллеристов и пулеметчиков, которые не просто отстреливались, а «задирали» врага, вызывали его огонь на себя, чтобы отвлечь неприятельских артиллеристов от других целей, заставить их понапрасну тратить снаряды? Разведчик у переднего края противника, который нацеливает свою артиллерию или авиацию на вражеские укрепления и скопления солдат, делает это разве для самозащиты?
Гарнизон Орешка во время многомесячных боев на Неве был именно таким разведчиком и снайпером, пулеметчиком и артиллеристом. Для этой, собственно, цели его и сформировали. Поэтому, думается, правильнее считать, что воины крепости были, как говорится, пятьсот дней в атаке.

Ю. Н. Яблочкин, кандидат исторических наук
Размещено в Без категории
Просмотров 1103 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 

Часовой пояс GMT +3, время: 18:44.

СЦБ на железнодорожном транспорте Справочник 
сцбист.ру сцбист.рф

СЦБИСТ (ранее назывался: Форум СЦБистов - Railway Automation Forum) - крупнейший сайт работников локомотивного хозяйства, движенцев, эсцебистов, путейцев, контактников, вагонников, связистов, проводников, работников ЦФТО, ИВЦ железных дорог, дистанций погрузочно-разгрузочных работ и других железнодорожников.
Связь с администрацией сайта: admin@scbist.com
Advertisement System V2.4