СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть
Показать сообщение отдельно
Старый 06.07.2019, 08:01   #1 (ссылка)
Crow indian
 
Аватар для Admin


Регистрация: 21.02.2009
Возраст: 42
Сообщений: 28,794
Поблагодарил: 397 раз(а)
Поблагодарили 5851 раз(а)
Фотоальбомы: 2566
Записей в дневнике: 647
Загрузки: 672
Закачек: 274
Репутация: 126089

Тема: [05-2019] Два ветерана - одна цель: преемственность поколений


Два ветерана - одна цель: преемственность поколений


С.Л. ВЕРШИНИН, г. Санкт-Петербург

Фото автора

Санкт-Петербургское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» за свою более чем 75-летнюю историю сменило несколько названий. Побывало это учебное заведение и технической школой, и учебнопроизводственным центром. Однако созданное изначально именно как школа машинистов, оно продолжает обучать этой нелегкой профессии и по сей день. На Октябрьской магистрали нет ни одного машиниста или помощника, не побывавшего в этих стенах.

Как и в любой профессии, помимо глубокого знания материальной части, огромное значение имеет и преемственность поколений. Лучше, чем преподаватели с огромным жизненным опытом, с этой задачей не справится никто. Именно поэтому героями нашего сегодняшнего материала стали преподаватели высшей категории этого учебного заведения Леонид Александрович Котенко и Сергей Николаевич Лукашенко.

Первый наш герой — преподаватель устройства тепловозов Л.А. Котенко, в мае текущего года отметивший свое 7 5 - л е т и е . Можно сказать, что Леонид Александрович — преподаватель

на протяжении всей жизни. По окончании Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта он получил приглашение преподавать в техникуме, который закончил несколькими годами ранее. Затем — административная работа, связанная с организацией обучения: наш герой становится старшим инженером отдела учебных заведений Управления Среднеазиатской железной дороги.

Спустя три года он занимает пост начальника Ташкентской технической школы машинистов локомотивов. Но в кабинете руководителя ему не сидится: обязанности начальника Леонид Александрович совмещает с непрерывным преподаванием предмета «Устройство тепловоза». Признанием заслуг Л.А. Котенко в области подготовки и повышения квалификации железнодорожников стало награждение его высшей наградой отрасли — знаком «Почетному железнодорожнику».

После Ташкентской технической школы Л.А. Котенко работает на Приволжской магистрали: здесь он прошел путь от начальника технического отдела депо до главного инженера службы локомотивного хозяйства. В 2007 г. Л.А. Котенко переводится в Санкт-Петербург.

Беседуя с этим человеком, невольно ловишь себя на мысли: за каждым его словом стоит колоссальный опыт. «Вот смотрите, — рассуждает Леонид Александрович, — раньше человека брали в депо слесарем. Пока он не получит третий разряд, в дортехшколу учиться на помощника машиниста он не попадет. Вернувшись в депо помощником, он, давно знакомый с предприятием и спецификой работы, со временем получал свидетельство на право управления локомотивом и становился машинистом. Сейчас же мы обучаем на помощников машиниста, что называется, "с улицы". Но как можно объяснять ученику устройство тепловоза, если он не знает простейших законов физики. Химия, гидравлика, теплотехника — все хромает. Закона Архимеда не знают! Люди в большинстве своем не понимают, куда они пришли. В результате многие из них отсеиваются уже во время обучения. В итоге — пустое расходование средств на обучение».

Спрашиваю Леонида Александровича о его отношении к тому, что нынче машинист зачастую оказывается заранее назначенным виноватым, что бы ни случилось. «Есть такая категория машинистов-инструкторов, — отвечает собеседник, — которым нужно показать свою результативность. Мои ученики из числа помощников и машинистов говорят, что такие не пользуются авторитетом. Как-то, когда я был главным инженером службы локомотивного хозяйства, мы задумали повысить машинистам-инструкторам оклады, а для этого разработали критерии оценки. Так вот, вышли на эти критерии считанные единицы. Вопрос повышения заработной платы повис в воздухе. Нынешний подход многих машинистов-инструкторов к выполнению своих обязанностей во многом имеет давние корни: они попросту некомпетентны».


Л.А. Котенко считает, что главное для преподавателя — отличное знание предмета. Второе условие — умение это знание донести до аудитории, чтобы потом ученики вспоминали, что Котенко нам дал то-то и то-то.

Тут я уже не могу удержаться от вопроса: а нужно ли нынешнему машинисту столь глубокое знание матчасти, к которому мы привыкли, или можно обойтись операторскими навыками? Леонид Александрович уверен: «Нужно. И еще долго будет нужно. Парк тепловозов разношерстный, в эксплуатации находится еще много машин старых серий. Возможно, когда-нибудь мы придем к операторскому подходу, но пока думать об этом рано. Поэтому нужно изучать машину, чтобы хорошо знать, что с ней делать в случае какого-либо отказа».

Эльвира Маратовна Пирогова, начальник учебного заведения, где преподает Л.А. Котенко, считает своего преподавателя амбициозным: «Он хочет всё, и сразу. И это хорошее качество. Его не устраивает знание "по верхушкам". Если категорию — то самую высшую. Кабинет обустроить — с большим энтузиазмом. Школьникам провести экскурсию — пожалуйста. В музей учеников отвести — всегда готов. Классное руководство взять — с радостью. Отчислений по неуспеваемости в его группах практически не бывает, а учит он в первую очередь не "железкам". Он учит быть людьми, любить свою профессию и гордиться ею».

Сам же Леонид Александрович на вопрос о том, что он чувствует, когда учиться на класс приходят те, кто учился у него на права, отвечает коротко: «Горжусь. Не зря учил!».

Второй герой нашего сегодняшнего материала — преподаватель устройства электропоездов и автотормозов С.Н. Лукашенко. Автору этой статьи выпало счастье учиться у Сергея Николаевича и на права, и на класс. «Учитель и Человек с большой буквы» — так характеризуют его бывшие ученики.

На Октябрьской дороге нет машиниста или помощника машиниста электропоезда, не прошедшего через заботливые руки Сергея Николаевича. Недавно ветерану исполнилось 80 лет, а десять лет назад, к 70-ле-тию, его коллеги подсчитали, что обучил мудрый преподаватель более тысячи человек. Сегодня эту цифру можно смело удвоить.

Изначально разговор с С.Н. Лукашенко о его достижениях как-то не клеится. Что ни спросишь, Сергей Николаевич так или эдак переведет тему с собственных заслуг на людей, окружавших его в течение долгой трудовой жизни. «За что "Почетного железнодорожника" получили, Сергей Николаевич?» — «Да уж и не вспомню, видимо, сочли достойным, хотя лично мне "миллионник" (знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км"— ред.) больше дорог: ведь его за реальный пробег давали, а не за разные "достижения"».

Четверть века назад, когда Сергей Николаевич пришел в дортехшколу преподавателем, он так проявил свой преподавательский талант. За две минуты до окончания урока он объявил, что на следующем занятии мы будем разбирать устройство крана машиниста. «Вот смотрите, — на руках показал преподаватель, — взяли консервную банку, разделили ее пополам подвижной диафрагмой, сверху подвели давление уравнительного резервуара, снизу — тормозной магистрали. Под диафрагму поместили клапан. Диафрагма вниз — клапан питает тормозную магистраль, диафрагма вверх — сообщает ее с атмосферой. Всё, кран вы теперь знаете, урок окончен». Знали бы Вы, Сергей Николаевич, как мы по дороге до метро всей группой обсуждали эту «консервную банку». На следующем занятии у всех горели глаза: хотим подробностей! Стоит ли говорить, что эти подробности мы впитывали как губки! Кто еще в состоянии объяснить устройство крана за две минуты, да так, чтобы это запомнилось на всю жизнь?

Сергей Николаевич Лукашенко — выходец из моторвагонного депо Ленинград-Балтийский. Начинал помощником машиниста, затем стал машинистом. «Как-то уговорили меня замещать машиниста-инструктора, — вспоминает преподаватель. — Месяц отработал, взял уже у нарядчиков смену на свой родной поезд ЭР1-136. Как оказалось, зря. Руководство депо решило, что быть мне отныне штатным машинистом-инструктором». Проработал С.Н. Лукашенко машинистом-инструктором двадцать лет, до перехода в дортехшколу в 1994 г.

«В депо давно сообразили, — рассказывает Сергей Николаевич, — что у меня получается вести занятия. Потихоньку я стал проводить их и за себя, и за начальника депо, и за главного инженера. Я не противился этому: важнее не кто проведет занятия, а что вынесут с них локомотивные бригады. Как-то начальник дортехшколы попросил главного инженера депо провести занятия здесь, в школе, в группе повышения квалификации. Так я первый раз оказался в этих стенах. Так что к моменту, когда я стал штатным преподавателем, уже имел солидный опыт. Когда начал преподавать постоянно, понял, что имеющихся знаний мало. Чтобы вести занятия, нужно знать гораздо больше».

За все время обучения у Лукашенко он ни разу никого из нас не «сдал», хотя иной раз, возможно, и было за что. Зато рассказал нам однажды такую историю. «Как-то собрал начальник депо инструкторов и спрашивает: "Когда последний раз выпивали с машинистами?". Ну кто-то помялся, да признался, что неделю назад или пару дней, а один вскочил, грудь колесом —"Да я с тех пор, как стал инструктором, ни разу". "Ну и чудак ты! Если не выпивал, значит, не зовут тебя мужики, а раз не зовут — своим не считают!"».

Сегодня Сергей Николаевич, когда я напомнил ему этот случай, рассказал, что тот начальник депо, Николай Петрович Жучков, еще подростком прошел ленинградскую блокаду, и для него было важно, чтобы в семье всегда была еда. А еда для выживания - тем более. В мирное время еда — это деньги, и поэтому он был категорически против применения наказаний, связанных с лишением премии. Жаль, многие сегодняшние руководители депо не слышали этой истории.



«Прихожу как-то к Николаю Петровичу подписывать заявление на отпуск, — приводит еще один пример Сергей Николаевич, — а он выставляет меня из кабинета и направляет к секретарю. Она мне вручает два бланка: на отпуск и на материальную помощь. "Вот теперь давай, подпишу, а то как же ты без денег отдыхать будешь!"— преподал еще один урок заботы о подчиненных руководитель». Все эти уроки С.Н. Лукашенко усвоил на «отлично», и полученными знаниями сегодня щедро делится уже со своими учениками.

Ежедневно преподаватель по дороге на работу и обратно пользуется электричками родного Балтийского направления. Спрашиваю, а как он себя чувствует, находясь в вагоне в качестве пассажира и зная, что ведут состав его ученики. «Так обычным пассажиром и чувствую — удивляется Сергей Николаевич. — Но при этом всю работу машины и действия бригады вижу. Если понимаю, что плохо у парней, то бегу в кабину, вместе пытаемся "оживить" машину. Я же из тех инструкторов, что не имели права пройти мимо ломаной машины. Все же знают, на каких электричках я езжу, что же обо мне потом скажут? Страшно иной раз бывает: а вдруг не справлюсь? Но своих в беде не бросаю. Несколько раз даже дальше своей остановки ехать приходилось».

Так же, как и в беседе с предыдущим собеседником, касаемся темы подготовки помощников машиниста «с улицы», да и вообще организации обучения. «Помимо "железок" стараюсь научить взаимоотношениям, и в первую очередь — с пассажирами, говорит Сергей Николаевич. — Ну куда же это годится, когда на вопрос о том, куда пойдет электричка, помощник машиниста отвечает: "Читать не умеешь?". Читать-то он умеет, да вот глаза уже не видят. Или пассажир, бывает, вместо того, чтобы спросить об остановке на конкретной станции, спросит, где электричка останавливается. Переспроси, уточни, это же не трудно, а не упражняйся в остроумии. Однако с молодыми сложно бывает. Не нравится мне, когда они кричат свое "Вау!". Ну мы же русские люди, зачем это. Таблицы умножения не знают, чуть что — в интернет за информацией. Использовали — тут же забыли. На этом сложно строить обучение. Вместо схем и пособий, которые раньше по всем кабинетам были, теперь проекторы. Закрыли слайд — забыли информацию».

«Сейчас, конечно, я бы обратил больше внимание на управление поездом, — продолжает размышления С.Н. Лукашенко. — К примеру, на поездах "Ласточка" сложная пневмосистема, целая панель кранов. Случись что, за какой хвататься? При этом саму машину изучать все равно нужно, чтобы в случае неисправности не ждать вспомогательный локомотив, который окажется за полсотни километров, а самим пытаться ее "оживить". А когда вспомогательный все же приедет, следует не забыть, что у электричек и локомотивов давление в тормозной магистрали разное, а если у тепловоза нет рукава напорной магистрали, то тормоза на электропоезде не заработают, так как заряжаются они именно от напорной. Не все сообразят, что нужно-то всего лишь тормозную и напорную магистрали объединить на хвосте. Нужно научить машиниста мыслить нестандартно, а не только так, как в учебнике. Конечно, на современных машинах много электроники, ну так мы туда и не лезем, а вот то, что можем сделать, делать должны».


В этой связи всплывает в памяти пример, как Сергей Николаевич учил нас подойти к задаче с нестандартной стороны. Как-то на автотормозах он задал простой вопрос: «Зачем нужно калиброванное отверстие в корпусе крана № 190?». Кто из взыскательной аудитории журнала «Локомотив» быстро ответит на этот вопрос? Сообразили? А нужно только вспомнить, что кран № 190 — это всего лишь концевой кран.

Из нашего рассказа становится ясно, что С.Н. Лукашенко — суровый «технарь», отменно знающий матчасть и охотно делящийся знанием с учениками, да еще раскрывающий при этом человеческие черты характера. Однако есть у Сергея Николаевича еще одно, как мы думали, увлечение, характеризующее его совсем с другой стороны. На девятом десятке он... читает стихи! «Какое же это увлечение? — удивляется собеседник, — это — необходимость, чтобы память была нормальной. Нас так в школе учили, одно стихотворение в неделю изволь. Уйму стихов знаю, и детских, и серьезных. Симонов очень нравится. Запросто, без подготовки, хоть сейчас!».

Уже знакомая нам Э.М. Пирогова о Сергее Николаевиче отзывается кратко и емко: «Очень добрый. Всех хороших слов не хватит, чтобы охарактеризовать его. На некоторых преподавателей иной раз приходится голос повысить, чтобы небольшие ошибки в журналах исправили, но не на Лукашенко».

Сегодня уже собираются на пенсию те, кто пришел когда-то учиться к С.Н. Лукашенко желторотыми юнцами, а сам преподаватель — до сих пор в строю. До тех пор, пока в дорожном учебном заведении работают ветераны, такие как Леонид Александрович Котенко и Сергей Николаевич Лукашенко, с преемственностью поколений среди машинистов на Октябрьской дороге будет все отлично!

Последний раз редактировалось Admin; 28.11.2022 в 17:09.
Admin вне форума   Ответить с цитированием 12
 Нажмите здесь, чтобы написать комментарий к этому сообщению